Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 48 Трудового кодекса Российской Федерации" (о порядке присоединения к региональным, территориальным и отраслевым соглашениям)

Проектом федерального закона № 396947-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 48 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить статью Трудового кодекса, посвященную действию соглашений в области социального партнёрства, новым абзацем. В соответствии с законопроектом, порядок присоединения к региональным, территориальным соглашениям, отраслевым (межотраслевым) соглашениям на региональном, территориальном уровнях социального партнерства должен будет определяться законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как справедливо отмечается в заключении на этот законопроект Правового управления Государственной Думы Российской Федерации, полномочия в сфере трудовых отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации уже разграничены в статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации. Причём частью 3 этой же статьи предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Таким образом, трудовое законодательство Российской Федерации не содержит запрета на издание соответствующего нормативно-правового акта, регламентирующего порядок присоединения к региональным, территориальным и отраслевым соглашениям на региональном и территориальном уровнях социального партнёрства. В связи с этим предложения, содержащиеся в законопроекте, представляются излишними.

Однако необходимо заметить, что на сегодняшний день как раз нуждается в изменении другая норма статьи 48 ТК РФ, предусматривающая, что в тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Причём процедура присоединения выглядит следующим образом – если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений.

Подобные нормы Трудового кодекса Российской Федерации противоречат действующему российскому законодательству, в том числе Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В данном же случае организацию фактически принуждают присоединиться к соглашению в сфере социального партнёрства. При этом факт официального опубликования соглашения ещё не означает, что организация-работодатель с ним ознакомилась. Следовательно, организация-работодатель, не зная о существовании соглашения и, соответственно, не направив в течение 30 дней после его опубликования мотивированный отказ в присоединении к нему, автоматически считается присоединившейся к правилам, которых никогда не видела и за нарушение которых может быть привлечена к ответственности.


Подобная норма нарушает также как принципы свободы социального партнёрства, так и свободы договора, поскольку федеральный орган исполнительной власти по труду имеет право требовать мотивированного отказа от присоединения к соглашению. Остаются загадкой и последствия представления работодателем немотивированного отказа от присоединения к соглашению, а также критерии определения того, насколько содержащиеся в ответе работодателя доводы мотивированы. К тому же неясно, каким образом работодатели, чьи отказы от присоединения к соглашению были сочтены немотивированными или которые просто их не представили, смогут обжаловать факт их присоединения к подобным соглашениям. Следовательно, данная норма носит принудительный характер, ограничивая права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Не решает эту проблему и проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации" № 329663-3, направленный на устранение имеющихся противоречий и неточностей, исключение возможности неоднозначного толкования правовых норм, содержащихся в названном нормативно-правовом акте. Пунктом 22 данного законопроекта часть седьмую статьи 48 ТК РФ предлагается изложить в следующей редакции: "Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня получения предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня получения этого предложения". Однако в данном случае работодатель снова должен представлять в федеральный орган по труду не согласие на присоединение к соглашению, а мотивированный отказ от присоединения, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Таким образом, полагаем, что на сегодняшний день указанная проблема остаётся нерешённой и требует пристального внимания и разработки законопроекта, направленного на исправление сложившейся ситуации.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в марте 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin