Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что обособленные подразделения, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. На сегодняшний день такое право предоставлено только обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и расчетный счет. В остальных случаях платежи, а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляется по месту нахождения самой организации.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в соответствии с действующим налоговым законодательством уплата ЕСН за обособленные подразделения организаций, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, производится централизованно, по месту нахождения организаций, которые распложены в основном в Москве. Это вызывает сложности в обеспечении работников структурных подразделений гарантированной бесплатной медицинской помощью, поскольку, например, выдача страховых полисов таким работникам может затянуться на несколько месяцев. Аналогичная ситуация складывается и в сфере пенсионного обеспечения, поскольку работники обособленных подразделений организаций не могут контролировать свои пенсионные накопления.

Действительно, проблема, которую предлагается решить в законопроекте, существует и является довольно актуальной. Однако авторами законопроекта не учитывается, что если обособленное подразделение не имеет отдельного баланса и расчетного счета, оно просто не сможет производить каких-либо безналичных перечислений в бюджет, в том числе и по уплате единого социального налога. Конечно, в соответствии со статьей 45 НК РФ, налог может быть уплачен и наличными денежными средствами, однако это положение редко применяется на практике, и если авторы законопроекта имели в виду именно подобный способ уплаты налога, то лучше прямо указать на это в законопроекте (хотя трудно представить себе организацию, которая пойдет на все риски и издержки, связанные с обеспечением уплаты налога удаленным обособленным подразделением в наличной форме).

Таким образом, предлагаемый путь решения проблемы представляется нереализуемым. Вероятно, решение лежит в плоскости совершенствования работы по медицинскому и пенсионному страхованию внутри организаций, имеющих такие обособленные подразделения, а также в рамках ПФР и Фонда обязательного медицинского страхования. А, может быть, целесообразно рассмотреть поправки, предусматривающие уплату головной организацией ЕСН в части, причитающейся территориальному фонду ОМС, по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в июле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin