Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 363 Налогового кодекса Российской Федерации"

Проектом федерального закона № 60737-4 "О внесении дополнений в статью 363 Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить главу 28 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященную транспортному налогу, следующими положениями. Во-первых, предлагается установить, что налогоплательщик - физическое лицо вправе самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате и уплатить налог до получения налогового уведомления. Во-вторых, предполагается установить обязанность налогоплательщика при регистрации, перерегистрации, прохождении технического осмотра транспортного средства предъявлять квитанцию или платежное поручение об уплате транспортного налога.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, отсутствие в настоящее время в законодательстве положения об обязанности налогоплательщика предъявлять квитанцию об уплате транспортного налога при прохождении техосмотра значительно затрудняет осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога. Обоснованность введения подобной нормы подтверждается обязанностью органов внутренних дел участвовать в налоговых проверках. Предложение же о возможности самостоятельного исчисления и уплате транспортного налога должно будет способствовать, по мнению авторов законопроекта, увеличению поступлений в территориальный дорожный фонд, а также расширению прав налогоплательщиков по выбору срока уплаты налога.

С одной стороны, подобные меры, скорее всего, помогут увеличить собираемость транспортного налога, а зависимость прохождения технического осмотра транспортного средства от уплаты налога позволит заинтересовать налогоплательщика в его самостоятельном исчислении и платеже.

С другой стороны, в данном случае авторы законопроекта предлагают совместить совершенно разные вещи и поставить возможность прохождения техосмотра транспортного средства в зависимость от уплаты налога, хотя это две не связанные между собой процедуры.

Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения противоречат налоговому законодательству Российской Федерации, поскольку в статье 72 НК РФ содержится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика. Такого способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, как предъявление документа, свидетельствующего об уплате налога, при прохождении техосмотра, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Если же рассматривать предлагаемую в законопроекте процедуру как форму налогового контроля, то необходимо отметить, что, в соответствии со статьей 83 НК РФ, органы внутренних дел не вправе его осуществлять. Наличие данной нормы возможно только в нормативных актах, регулирующих процедуру регистрации транспортного средства, а никак не в законодательстве о налогах и сборах.

Изложенное позволяет говорить о нецелесообразности введения подобной нормы, поскольку это влечёт за собой необходимость внесения существенных изменений в иные нормы Налогового кодекса, иначе она будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в июле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin