Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий HК
Пояснительная записка
Официальный отзыв Правительства

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

№ 537-4, вносится Законодательным Собранием Краснодарского края

(внесен 30.12.2003)

Статья 1.

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 382.4; 1999. № 14, ст. 164.9, № 28, ст. 348.7; 2000, № 2, ст. 134, № 32, ст. 334.1; 2001, № 53, ст. 501.6, ст. 502.6; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 22, ст. 206.6, № 23, ст. 217.4, № 27, ст. 270.0, № 28, ст. 287.3) следующие изменения и дополнение:

1. В наименованиях раздела V и главы 13 слово "декларация" заменить словом "отчетность".

2. Дополнить главу 13 статьей 79.1 следующего содержания:

"Статья 79.1. Налоговая отчетность

1. Налоговая отчетность представляет собой документы установленной формы, содержащие систему показателей, связанных с исчислением и уплатой налогов, и (или) расчеты налоговых платежей за налоговый (отчетный) период.
Документами налоговой отчетности являются налоговые декларации, налоговые расчеты по авансовым платежам и иные документы, установленные законодательством о налогах и сборах.
Налоговая отчетность представляется налогоплательщиками (налоговыми агентами) в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
2. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговой отчетности предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Формы налоговой отчетности, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации.
Инструкции по заполнению налоговой отчетности по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
3. Налоговая отчетность представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика (налогового агента).
4. Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой отчетности и обязан по просьбе налогоплательщика (налогового агента) проставить отметку на копии налоговой отчетности о принятии и дату ее представления. При получении налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (налоговому агенту) квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
5. Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.".

3. Статью 80 изложить в следующей редакции:

"Статья 80. Налоговая декларация

1.Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, налоговых льготах и исчисленной на основании указанных показателей сумме налога.
2. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
3. Формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Инструкции по заполнению налоговых деклараций издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
4. Правила, предусмотренные статьей 79.1 настоящего Кодекса и настоящей статьей, не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций.
6. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий HК

Статьи в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Глава 13. Налоговая декларация

Раздел V. Налоговая декларация отчетность и налоговый контроль

Глава 13. Налоговая декларация отчетность

 

Статья 79.1. Налоговая отчетность

1. Налоговая отчетность представляет собой документы установленной формы, содержащие систему показателей, связанных с исчислением и уплатой налогов, и (или) расчеты налоговых платежей за налоговый (отчетный) период.
Документами налоговой отчетности являются налоговые декларации, налоговые расчеты по авансовым платежам и иные документы, установленные законодательством о налогах и сборах.
Налоговая отчетность представляется налогоплательщиками (налоговыми агентами) в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговой отчетности предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Формы налоговой отчетности, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации.
Инструкции по заполнению налоговой отчетности по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

3. Налоговая отчетность представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика (налогового агента).

4. Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой отчетности и обязан по просьбе налогоплательщика (налогового агента) проставить отметку на копии налоговой отчетности о принятии и дату ее представления. При получении налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (налоговому агенту) квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

5. Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Статья 80. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

2. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

3. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

4. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

5. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

6. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

9. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций.

10. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Статья 80. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, налоговых льготах и исчисленной на основании указанных показателей сумме налога.

2. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

3. Формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Инструкции по заполнению налоговых деклараций издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

4. Правила, предусмотренные статьей 79.1 настоящего Кодекса и настоящей статьей, не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций.

6. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.




Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" разработан с целью введения в Налоговый кодекс понятия "налоговая отчетность".

На основании статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, вводя региональный или местный налог, наряду с основными элементами налогообложения должны определять формы отчетности по данному налогу. Однако действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации не дает четко установленного понятия "налоговая отчетность".

Законопроектом предлагается дополнить Налоговый кодекс новой статьей 79.1, в которой дается понятие "налоговая отчетность" и определяются правила ее введения и представления, в том числе в электронном виде.

Ранее в наименованиях раздела V и главы 13 использовался термин "налоговая отчетность". Впоследствии указанное определение было заменено термином "декларация", который приобрел универсальный характер.

Универсальность данного термина исходит и из его содержания. Статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации понятие "налоговая декларация" определяется как письменное заявление налогоплательщика, в котором указаны полученные доходы и их источники, произведенные расходы, налоговые льготы, исчисленная сумма налога, далее идет: "и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога".

Исходя из такого определения налоговой декларацией может являться любой документ, содержащий "другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога", что приводит к необоснованным требованиям налоговых органов о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса, за непредставление форм отчетности, не являющихся декларациями.

Законопроект предлагает уточненное понятие "налоговая декларация", а также определяет общий срок ее представления. По конкретным налогам сроки подачи декларации устанавливаются в соответствующих главах Налогового кодекса и иных актах законодательства о налогах и сборах. В соответствии с положениями статьи 52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот. Из чего следует, что декларация должна подаваться по итогам налогового периода, так как в ней содержится рассчитанная сумма налога.

В целях соответствия форм деклараций по региональным и местным налогам единым требованиям проектом предусмотрено разработку и утверждение форм деклараций возложить на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.


Официальный отзыв Правительства на проект федерального законо "О внесении изменений и дополнения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроект предусматривает введение в Налоговый кодекс Российской Федерации понятия "налоговая отчетность" и уточнение понятия "налоговая декларация".

Принятым Государственной Думой в первом чтении проектом федерального закона № 364858-3 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" из статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации исключаются указания на формы отчетности.

Положения законопроекта, касающиеся налоговой декларации, не содержат принципиальных отличий от существующей редакции статьи 80 "Налоговая декларация" Налогового кодекса Российской Федерации.

Одним из оснований предлагаемых изменений являются случаи привлечения налогоплательщиков к ответственности за непредставление расчетов по авансовым платежам по статье, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации.

Вместе с тем, предусмотренный статьей 119 "Непредставление налоговой декларации" Налогового кодекса Российской Федерации штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу, что подтверждается также информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В статье 1 законопроекта указаны не все официальные источники опубликования части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin