Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц"

Проектом федерального закона № 323887-3 "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" предлагается исключить из Налогового кодекса Российской Федерации положения, касающиеся контроля налоговыми органами за расходами граждан.

В настоящее время, в соответствии с положениями статьи 861 НК РФ, налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации и приобретающим в собственность такое имущество, как недвижимость, транспортные средства и т.п. Этот налоговый контроль должен производиться должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в статье 861 НК РФ, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

Вместе с тем, на практике такой механизм контроля фактически не работает, что связано со многими причинами. Так, как следует из пояснительной записки к законопроекту, покупка физическими лицами недвижимости (в основном жилых домов, квартир и т.п.) производится в соответствии с инвентаризационной стоимостью имущества, которая определяется государственными органами по учету недвижимого имущества. Проблема заключается в том, что подобная цена недвижимости не отражает его реальной стоимости и, более того, обычно на несколько порядков ниже. В результате в налоговый орган поступает информация, не отражающая реальные объемы расходов физических лиц и, следовательно, проводимый контроль не достигает цели, ради которой он был введён. Проведение же подобных контрольных мероприятий влечёт за собой определённые расходы бюджетных средств, что с учётом их слабой результативности вряд ли целесообразно.

Таким образом, отмена контроля за расходами физических лиц, с одной стороны "облегчит" работу налоговых органов, а, с другой стороны, будет способствовать жилищному строительству и развитию ипотечного кредитования. Кроме того, в случае принятия законопроекта налоговые органы будут по прежнему получать информацию, касающуюся сделок, совершаемых физическими лицами с недвижимостью и транспортными средствами в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод о возможности принятия законопроекта в первом чтении.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в мае 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin