Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"

Названным проектом федерального закона предлагается дополнить Налоговой кодекс РФ новой, 30-й главой – "Налог на имущество организаций". Напомним, что на сегодняшний день в этой сфере действует Закон РФ "О налоге на имущество предприятий", который и призвана заменить новая глава Налогового кодекса РФ. В настоящее время в рамках налоговой реформы проводится работа по упорядочению налогового законодательства и включению непосредственно в текст Налогового кодекса РФ правовых норм, касающихся всех налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что налог на имущество организаций важен для региональных и местных бюджетов и может рассматриваться ими в качестве постоянного источника дохода. Это связано с высокой степенью стабильности налогооблагаемой базы по данному налогу, которая не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и мало изменяется в течение налогооблагаемого периода.

Размер налоговой ставки

Налог на имущество организаций является региональным налогом, поэтому в законопроекте не устанавливается его ставка в фиксированном размере, а предусматривается, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных законопроектом. Порядок и сроки уплаты налога, а также форма отчетности по данному налогу также будет устанавливаться законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Кроме того, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Что касается максимального размера налоговой ставки, то по сравнению с действующим законодательством её предлагается повысить. Если сейчас он составляет 2%, то, согласно законопроекту, максимальный размер налоговой ставки не должен будет превышать 2,6%. К тому же, в отличие от действующего законодательства, законопроектом предусматривается возможность установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий имущества, подлежащего налогообложению. Отличается размер максимальной ставки, предлагаемый в законопроекте, и от содержащегося в отклонённом законопроекте №111337-3, посвященном этому же налогу. (В нём максимальный размер налоговой ставки предлагалось оставить на сегодняшнем уровне – не более 2%.)

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, повышение максимального размера налоговой ставки связано с уменьшением перечня имущества, входящего в объект налогообложения, и потому для сохранения поступлений по данному налогу на прежнем уровне максимальный размер налоговой ставки повышается с 2% до 2,6%. Однако финансово-экономическое обоснование не содержит расчётов необходимости повышения налоговой ставки именно до 2,6%. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности такого увеличения налоговой ставки, тем более что законопроектом предлагается отмена ряда налоговых льгот и расширение круга налогоплательщиков.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налогоплательщиками, согласно законопроекту, признаются российские организации, имеющие на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения. Представляется, что подобное определение налогоплательщиков не совсем корректно, т.к. по аналогии с уже действующими главами НК РФ к налогоплательщикам принято относить организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возлагается обязанность уплачивать налоги, а не относить к этой категории в зависимости от наличия или отсутствия у таких лиц налогооблагаемого имущества.

Объектом налогообложения законопроект предлагает считать движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам, учитываемым на балансе в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, и имущество, подлежащее принятию в состав основных средств. По сравнению с действующим законодательством из объектов налогообложения исключаются нематериальные активы, готовая продукция, сырье, материалы и товары. Налоговая база определяется в законопроекте как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период предлагается определять как сумму, полученную в результате сложения стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за указанным отчетным периодом, деленную на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенную на единицу.

В соответствии с законопроектом недвижимое имущество станет объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию прав на него. Установление такой даты вызывает определенные сомнения. Необходимо различать факт подачи документов на регистрацию недвижимого имущества и сам факт регистрации прав на него. Так, до получения свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество его фактическим собственником остаётся его прежний владелец. В результате через месяц после подачи заявления о регистрации права собственности и неполучения самого свидетельства может сложиться ситуация, что фактически налог с одного и того же имущества должны будут заплатить два налогоплательщика: его фактический и его будущий владелец. Кроме того, будущий владелец должен будет платить налог с имущества, которого у него фактически нет. Более логично было бы приурочить момент начала уплаты налога к какой-либо другой дате, например, к выдаче свидетельства о регистрации права собственности на имущество, а также включить в текст законопроекта ещё и дату окончания начисления налога на имущество его бывшим владельцем.

Налоговые льготы

В законопроекте, по сравнению с действующим законодательством, значительно сокращается число льгот, предоставляемых налогоплательщикам при уплате налога на имущество организаций. В законопроекте содержится перечень организаций и перечень принадлежащего им имущества, которые освобождаются от налогообложения. Вместе с тем перечень льгот не является закрытым; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, для ряда льгот, предлагаемых в законопроекте, устанавливается ограниченный срок действия (до 1 января 2006 года). Это льготы в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств местных бюджетов, а также объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

С одной стороны, предоставление возможности устанавливать льготы по налогу самим субъектам федерации позволит им индивидуально подходить к вопросу об предоставлении той или иной льготы конкретному региону. Однако необходимо учитывать, что такая самостоятельность субъектов федерации будет означать, что они устанавливают льготы "за свой счёт", т.е. недополучают определенные поступления в свои бюджеты. Возможность же компенсации из федерального бюджета региональным бюджетам недополученных средств Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает. В связи с этим возникает вопрос о том, будут ли в конечном итоге на уровне субъектов федерации предоставляться налоговые льготы.

Кроме того, в законопроекте не содержится каких-либо переходных положений для налогоплательщиков, которые имеют льготы по налогу сегодня и лишатся их в случае принятия закона, что на практике может привести к возникновению множества споров, связанных с исчислением налога. Представляется, что этот вопрос следует решить в тексте самого законопроекта.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости определенной доработки законопроекта перед его принятием во втором чтении.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в июне 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin