Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Проектом федерального закона "О внесении дополнения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить приведенный в ней перечень сведений, не составляющих налоговую тайну. Так, в частности, предполагается, что к налоговой тайне не будут относиться сведения об исчисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, а также о недоимке, числящейся за налогоплательщиком, предоставляемые по письменным запросам руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Помимо этого, предлагается установить ответственность, предусмотренную федеральным законодательством для должностных лиц, получивших и разгласивших указанные сведения.

Как следует из законопроекта, его цель – установление правовой основы для исключения из состава налоговой тайны вышеперечисленной информации. Подобная информация, по мнению авторов законопроекта, необходима при составлении проектов бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также более оперативного реагирования на изменения в динамике поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем представляется, что информацию об исчислении налогов и сборов нельзя исключать из перечня сведений, составляющих налоговую тайну, поскольку подобные сведения могут прямо или косвенно свидетельствовать о финансовом состоянии юридического лица в определённый период времени. Кроме того, эта информация может быть использована недобросовестными конкурентами налогоплательщика.

Однако совершенно справедливо предлагается не относить к налоговой тайне сведения о сумме налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Такая сумма – недоимка – признаётся налоговым правонарушением, сведения о котором должны быть открытыми. К тому же в соответствии с существующим порядком привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и взыскание налоговых санкций в конечном итоге осуществляется судебными органами, обращаясь в которые налоговые органы в любом случае должны раскрывать сведения о недоимке того или иного налогоплательщика. Что же касается причинения вреда налогоплательщику разглашением указанных сведений, то следует иметь в виду, что наличие или отсутствие недоимки зависит от усмотрения и действий самого налогоплательщика.

Изложенное позволяет говорить о необходимости доработки законопроекта перед его принятием в первом чтении.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в апреле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin