Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий НК
Пояснительная записка
Официальный отзыв Правительства

Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

№ 31023-4, вносится Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(внесен 19.03.2004, отклонен ГД 17.12.2004)

Статья 1.

Внести в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2003, № 1, ст. 6) следующие изменения:

1. В статье 346.26:
подпункт 4 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с численностью работающих по каждому объекту организации торговли до 30 человек, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;";
подпункт 5 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"5) оказания услуг общественного питания в точках с численностью работающих до 50 человек;".

2. В статье 346.27:
в абзаце восьмом слова "за наличный расчет" исключить.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий НК

Статьи в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Статья 346.26. Общие положения

...

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе – единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

...

Статья 346.26. Общие положения

...

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе – единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с численностью работающих по каждому объекту организации торговли до 30 человек, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания в точках с численностью работающих до 50 человек;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

...

Статья 346.27. Основные понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:
...
розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания;
...

Статья 346.27. Основные понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:
...
розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания;
...




Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Существовавшая с 1998 по 2002 год специальная система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предусматривавшая послабление налогового бремени и упрощение отчетности для субъектов малого предпринимательства, не устанавливала критериев по используемой в предпринимательской деятельности площади, а предусматривала лишь ограничения по численности работающих: для розничной торговли – до 30 человек, для общественного питания – до 50 человек.

Предыдущая система налогообложения позволила за эти годы предпринимателям, осуществлявшим розничную торговлю и предоставление услуг по общественному питанию, увеличить площади магазинов, кафе, баров и т.д., превратив их в современные объекты с просторными торговыми и обеденными залами.

С вступлением в силу с 1 января 2003 года главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) изменились условия перехода на уплату единого налога. Теперь, независимо от численности работающих, по специальной системе налогообложения могут работать только предприниматели, использующие в своей деятельности площади торгового и обеденного залов не более 150 квадратных метров.

Такие изменения в законодательстве существенно повлияли на предпринимательскую деятельность в вышеуказанных сферах. Нежелание переходить на традиционную систему налогообложения в связи с ее сложностью учета и отчетности породило тенденцию к сокращению предпринимателями размеров площадей своих торговых и обеденных залов, переоборудованию их в небольшие "бутики" и "бистро", фиктивную сдачу в аренду части используемой площади. В результате потребители получат опять тесные магазины и кафе, что в свою очередь приведет к снижению культуры обслуживания, сужению ассортимента товаров и в конечном итоге снижению темпов развития малого бизнеса в этих сферах предпринимательской деятельности. Снизится поступление платежей в бюджет, так как традиционная система налогообложения позволит предпринимателям опять максимально занижать

свои доходы. Исходя из вышеизложенного предлагаем в розничной торговле и предоставлении услуг общественного питания оставить для предпринимателей условия перехода на уплату единого налога, существовавшие до 1 января 2003 года, т.е. в зависимости от численности работающих у них человек.

В статье 346.27 НК РФ понятие розничная торговля увязано с порядком расчета за приобретенный товар (наличный расчет).

Однако в соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. То есть исходя из смысла приведенного выше понятия видно, что основным критерием, характеризующим розничную торговлю, является цель дальнейшего использования приобретенного покупателем товара. Установленные действующим законодательством формы расчетов за приобретенный товар не могут рассматриваться в качестве критерия, определяющего тот или иной вид торговли.

Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 года № 18, если товары приобретались у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Исходя из вышеизложенного следует, что к розничной торговле могут быть отнесены работы и услуги по продаже в розничной сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям любых товаров, предназначен-ных для целей, непосредственно не связанных с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью (промежуточным потреблением), как за наличный расчет, так и в безналичном порядке.

В настоящее время на практике возникла следующая ситуация: предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, не принимают расчеты потребителей в безналичном порядке, избегая необходимости вести раздельный учет доходов и расходов по двум системам налогообложения. Прежде всего в этой ситуации страдают бюджетные организации, в частности, школы и детские сады лишены возможности приобрести за безналичный расчет товары для хозяйственных нужд, чтобы произвести ремонт основных средств в летний период; не могут приобрести школьное оборудование; укомплектовать компьютерные классы и т.д.

В данном законопроекте предлагается решить эту проблему путем исключения из определения "розничная торговля" слов "за наличный расчет".


Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 31023-4 "О внесении изменений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Проектом федерального закона предусматривается применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания с ограничениями по численности работающих и без учета торговли товарами и оказания услуг покупателям за наличный расчет.

Система налогообложения по принципу вмененного дохода применяется по решению субъекта Российской Федерации для установленных главой 263 Налогового кодекса Российской Федерации видов предпринимательской деятельности, в которых затруднено налоговое администрирование. Критерии отнесения к видам предпринимательской деятельности разрабатывались и утверждались на основе анализа характеризующих их физических показателей.

Использование численности работающих в качестве критерия нецелесообразно, поскольку численность работающих может изменяться, что усложнит контроль за обоснованностью применения этой системы налогообложения.

Исключение из понятия "розничная торговля" торговли товарами и оказания услуг покупателям за наличный расчет приведет к переходу на уплату единого налога только тех субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю с использованием платежных карт. В то же время основная масса расчетов в розничной торговле осуществляется за наличный расчет.

Положение статьи 2 законопроекта о дате вступления в силу закона не соответствует статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin