Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части снижения ставки налога на добавленную стоимость, упрощения порядка определения налоговой базы и исчисления налога)

Проектом федерального закона № 306260-3 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации" предлагается изменить ряд положений Налогового кодекса РФ, касающихся порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он разработан в целях снижения налоговой нагрузки на основную часть налогоплательщиков путём установления налоговой ставки НДС в пониженном размере, упрощения порядка определения налоговой базы НДС и исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, а также введения более эффективной электронной формы учета счетов-фактур.

Учёт счетов-фактур в электронном виде

Законопроектом предлагается ввести новую обязанность для налогоплательщика – ведение учёта выставленных покупателям и полученных от поставщиков счетов-фактур в электронном виде по форме и в порядке, утверждаемом МНС России. Эти сведения налогоплательщики, также в электронном виде, должны будут предоставлять в налоговые органы по месту своего учёта в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, это положение направлено на повышение эффективности налогового администрирования.

В соответствии с налоговым законодательством, в бюджет поступает сумма НДС, исчисленная как разница между налогом, рассчитанным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов. В связи с этим, недобросовестные налогоплательщики добиваются снижения полагающихся к уплате сумм налога путём использования для налоговых вычетов документов, полученных от фиктивных организаций. Масштабность подобных нарушений, а также трудности борьбы с ними ведут к значительным бюджетным потерям. Налоговым органам сложно проверить обоснованность использования налоговых вычетов, поскольку в представляемой налоговой декларации по НДС не содержатся сведения, касающиеся оснований для заявления налогоплательщиком налоговых вычетов в соответствующем налоговом периоде. Такие сведения в части указания наименования и ИНН поставщиков должны отдельно предоставляться налогоплательщиками в налоговые органы.

Таким образом, подобные поправки в налоговое законодательство позволят налоговым органам оперативно проводить проверки обоснованности применения налогоплательщиками налоговых вычетов и сократят потери бюджета, связанные со злоупотреблениями в этой сфере.

Однако некоторые позиции в предложении о ведении учёта счетов-фактур в электронном виде нуждаются в уточнении.

Представляется необходимым уточнить круг налогоплательщиков, которые должны представлять в налоговые органы подобные сведения – из текста законопроекта не следует, должны ли представлять в налоговые органы сведения о счетах-фактурах налогоплательщики, которые не платят НДС (перешедшие на упрощённую систему налогообложения, плательщики единого сельхозналога и т.п.).

Помимо того, в соответствии с налоговым законодательством, ряд налогоплательщиков представляют налоговые декларации по НДС ежеквартально, а не ежемесячно. В связи с этим, логичным было бы установить для таких налогоплательщиков необходимость представления сведений о счетах-фактурах ежеквартально. Представляется также, что основные положения, касающиеся того, какие именно сведения относительно счетов-фактур должны учитываться налогоплательщиками и представляться в налоговые органы, необходимо включить непосредственно в текст Налогового кодекса РФ, а не поручить разработать МНС России.

Снижение ставки НДС до 15%

На сегодняшний день Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены три налоговые ставки по НДС: 18, 10 и 0 процентов (в законопроекте говорится о налоговой ставке 20%, но это связано с тем, что законопроект внесён до снижения верхней ставки). Законопроектом предлагается оставить только две налоговых ставки – сохранить существующую сегодня в размере 0% и ввести новую единую в размере 15%. По мнению автора законопроекта, это должно позволить снизить налоговую нагрузку и ввести единообразные для всех налогоплательщиков процедуры, связанные с исчислением налога. При этом в законопроекте содержится предложение об отмене большинства действующих в настоящее время льгот в виде освобождения от налогообложения ряда операций по реализации товаров (работ, услуг).

Полагаем, что снижение налоговой ставки до 15 процентов не должно существенно сказаться на государственных доходах. Это связано с тем, что подобные мероприятия повлекут за собой не только поступление меньших, по сравнению с восемнадцатипроцентной ставкой налога, средств в государственную казну, но и возмещение из неё, в соответствии с налоговым законодательством, сумм налога в размере не восемнадцати, а пятнадцати процентов. Кроме того, введение единой ставки в размере 15 процентов действительно позволит упростить исчисление и уплату налога, а также избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Так, на сегодняшний день из бюджета выплачиваются в качестве возмещения значительные денежные суммы организациям, которые якобы занимаются, например, производством мягких игрушек или детской обуви (для этих видов деятельности предусмотрено налогообложение НДС по ставке 10%).

Предлагаемая же в законопроекте отмена большинства действующих льгот и замена их правом на получение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщиков для отдельных категорий налогоплательщиков (общественных организаций инвалидов, организаций и предпринимателей с небольшой выручкой и т.п.) вызывает определенные сомнения. Прежде всего это касается отмены льгот по налогообложению, связанных с благотворительностью, содержанием детей в дошкольных учреждениях, оказанием всех видов медицинской помощи на территории нашей страны и т.д. Вряд ли отрицательный эффект от отмены всех этих льгот будет компенсирован снижением на 3 процента ставки НДС.

Определение налоговой базы по отгрузке

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 167 НК РФ и установить, что в целях главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено в НК РФ, является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. На сегодняшний день налогоплательщик имеет право выбора – исчислять налог по мере отгрузки товаров (работ, услуг) либо по факту поступления денежных средств в счет оплаты реализованных товаров (работ, услуг).

Введение положения о том, что в любом случае моментом определения налоговой базы является отгрузка товаров, означает, что объектом налогообложения, как правило, будут неполученные доходы. Однако это влечёт за собой нарушение имущественных прав налогоплательщика, поскольку взимаемые в этом случае платежи будут являться не налогами, полученными от поставщика, а частью имущества самого налогоплательщика, с которого налоги уже были уплачены. Здесь представляется уместным упомянуть о позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 28 октября 1999 года № 14-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с жалобой ОАО "Энергомашбанк". Так, данным постановлением Конституционного суда РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы налогового законодательства, допускающие, что при начислении налога на прибыль банка в налогооблагаемую базу включаются суммы присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других санкций. Как было указано Конституционным судом, подобный порядок может повлечь нарушение имущественных прав и интересов банка как собственника, поскольку налог фактически взимается не с прибыли, а за счет имущества, налоги с которого уже уплачены. Тем самым ограничивается право налогоплательщика распоряжаться находящимся в его собственности имуществом, что нарушает право собственности и, следовательно, противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации.

Помимо этого, предлагаемая законопроектом формулировка ч. 1 ст. 167 НК РФ, в отличие от действующей сегодня редакции, является довольно неоднозначной. Так, буквальное прочтение предлагаемой новой редакции части первой этой статьи позволяет говорить о том, что моментом определения налоговой базы является день отгрузки товаров и предъявления покупателю расчётных документов. Следовательно, для определения налоговой базы нужны оба элемента – и отгрузка товара, и предъявление расчётных документов. В связи с этим не может не возникнуть вопроса о том, как определить налоговую базу налогоплательщику, если отгрузка товара была произведена, а расчётные документы переданы через несколько месяцев. Также не следует из предлагаемой формулировки ч. 1 ст. 167 НК РФ, что товар должен перейти к контрагенту именно на праве собственности, а не передан, например, "на реализацию", что может повлечь за собой возникновение на практике множества споров.

Налоговые вычеты и представляемые документы

Законопроектом предлагается заменить право организаций-экспортёров на возврат из бюджета суммы превышения налоговых вычетов над суммами налоговых обязательств правом налогоплательщика включить указанные суммы в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации (налогов на доходы физических лиц). Подобная норма представляется необходимой и своевременной, поскольку позволит значительно снизить число "лжеэкспортеров", как правило, фирм-однодневок, созданных специально для получения из бюджета денежных средств в виде НДС. Такие организации, поскольку целью их создания является получение не прибыли, а сумм НДС из бюджета, за всё время своего существования проводят одну или нескольких операций. Добросовестные же налогоплательщики, хозяйственная деятельность которых связана с осуществлением внешнеторговой деятельности в форме экспорта товаров (работ, услуг), в результате изменений, предлагаемых в законопроекте, получат значительные преимущества. Так, возможность включить незачтенные суммы налоговых вычетов по НДС в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, позволит им на законных основаниях сократить налоговые платежи по данному налогу. Таким образом, принятие данной поправки приведёт к значительному сокращению числа "лжеэкспортёров", и, следовательно, снизит потери государственной казны.

Законопроектом предлагается также внести изменения в статью 80 НК РФ и установить, что в налоговый орган должны представляться не только налоговая декларация, но и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Сейчас статья 80 НК РФ содержит требование о предоставлении в налоговый орган только налоговой декларации. Однако введение подобной нормы приведёт к возникновению проблем как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов – ведь практически все имеющиеся в бухгалтерии коммерческой организации документы тем или иным образом связаны с исчислением и уплатой налогов. В итоге, налоговые органы могут просто захлебнуться в потоке представляемых им документов, что вряд ли является целью введения данного положения. Также необходимо учитывать, что на сегодняшний день налоговые органы уже имеют право потребовать от налогоплательщиков представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ. В случае необходимости, налоговые органы могут провести камеральную или выездную налоговую проверку, порядок осуществления которой установлен в главе 14 Налогового кодекса Российской Федерации.


Изложенное позволяет говорить о необходимости доработки законопроекта перед его принятием во втором чтении.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в марте 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin