Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 31 – "Сборы за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами"), а также изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации"

Проект Федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации" предусматривает дополнение Налогового кодекса РФ новой главой, посвящённой вопросам определения категорий плательщиков сбора, объекта обложения, установления размеров ставок сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, порядок исчисления и уплаты сборов и т.п. Законопроект направлен на упорядочение системы сборов за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами. На сегодняшний день эти вопросы регламентированы в таких законах, как Федеральный закон от 17.12.98 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 30.11.95 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Проблема заключается в том, что нормы этих законопроектов устанавливают лишь общие положения, а более конкретные вопросы решаются подзаконными нормативно-правовыми актами (сегодня действует несколько постановлений Правительства в этой области). Таким образом, упорядочение вопросов, связанных со сборами за право пользования объектами животного мира и биологическими ресурсами в одном нормативно-правовом акте (Налоговом кодексе РФ), должно благоприятно сказаться на их применении.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 ст. 13 НК РФ сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами относится к федеральным сборам. Законопроект предлагает внесение дополнений в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части зачисления доходов в бюджеты. Так, предполагается, что сумма сбора за право пользования водными биологическими ресурсами в полном объеме будет поступать в доход федерального бюджета. На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", доходы от платы за пользование водными биологическими ресурсами, включая средства от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью. Распределение происходит по следующим нормам: в федеральный бюджет поступает 70% средств от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и 100% доходов по межправительственным соглашениям. В бюджеты субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, средства поступают в соответствии с нормативами, утвержденными законом о бюджете на 2003 год.

Плата за пользование объектами животного мира, в соответствии с законом о бюджете на 2003 год, полностью поступает в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, что сумма сбора за право пользование объектами животного мира в полном объеме поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с законом "О животном мире", суммы сборов за право пользования объектами животного мира относятся к расщепляемым доходам (40% в федеральный бюджет, 60% – в бюджеты субъектов Российской Федерации). Это положение, по-видимому, будет скорректировано, т.к. статья 6 законопроекта предусматривает, что нормативно-правовые акты, регулирующие пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, будут действовать, во-первых, в части, не противоречащей новой главе НК РФ, и, во-вторых, в перспективе будут приведены в соответствие с ней.

Согласно пояснительной записке, в результате принятия этого законопроекта сумма средств, поступающих в бюджетную систему, увеличится с 7156,5 млрд. рублей в 2002 г. до 7674,6 млрд. рублей в 2003 г. Само по себе это хорошо, однако хотелось бы понять: достигается ли такое увеличение за счёт увеличения ставок сборов, за счёт взимания сборов за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за которые ранее взимание сборов не предусматривалось, за счет планируемого роста объемов использования биоресурсов или же за счет всех вместе взятых факторов?

В этой связи более внимательного рассмотрения заслуживает вопрос о ставках сборов. К сожалению, ни в пояснительной записке, ни в финансово-экономическом обосновании нет информации о методе расчета предлагаемых ставок. Однако законодателям очень важно понять:
1) насколько эти ставки обоснованы?
2) как новые ставки могут сказаться на деятельности рыболовецких предприятий?
3) выиграет или проиграет государство по сравнению с ранее применявшимися ставками?
4) выполняют ли новые сборы только фискальную функцию, или также позволяют в какой-то мере управлять биоресурсами за счет установления более низких ставок по изобильным промысловым видам и ставок, близких к запретительному уровню, по тем ресурсам, которые требуют более осторожного использования?

Интересно было бы также сравнить эти ставки с аналогичными сборами в других странах. Ведь, несмотря на всю разницу в масштабах бюджета и ценах внутреннего рынка между Россией и, скажем, США или Канадой, следует учитывать, что биоресурсы моря в значительной части идут на экспорт, и государство вправе рассчитывать на получение от их использования доходов, сопоставимых с доходами других стран, имеющих развитый рыбный промысел.

К сожалению, сегодня в нашем распоряжении имеются лишь данные о ставках сборов за вылов биоресурсов в канадской Атлантике. Их сопоставление с предлагаемыми в законопроекте сборами за сходные группы биоресурсов показывает, что в целом размер предполагаемых в проекте ставок сопоставим с зарубежными, хотя по отдельным позициям имеются существенные отличия.

Сравнительная таблица ставок сборов, предлагаемых в законопроекте "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 31 – "Сборы за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами")" и ставок, предусмотренных Атлантическими инструкциями рыболовства (Канада)

Наименование биологического ресурса

Сумма предлагаемая в законопроекте / за тонну

Сумма в соответствии с Атлантическими инструкциями рыболовства/ за тонну

 

руб.

долл. США

канад. долл.

долл. США

Палтус

2.000

62,5

243,50

157, 8

Камбала

400

12,5

44

28,5

Треска

1.500

46,88

40.50

26,2

Палтус

3.500

109,4

243.50

157,8

Пикша

3.500

109,4

77.50

50,25

Сельдь

От 20 до 500

от 0,6 до 15,6

5.00

3,2

Креветка

От 500 до 2000

от 15,6 до 62,5

66.50

43,1

Краб (различные виды)

От 13.000 до 55.000

от 406,25 до 1719

от 15.00 до 137.00

от 9,72 до 88,88

По-видимому, в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению размерам ставок следует уделить пристальное внимание и принимать окончательное решение, получив ясный ответ на поставленные выше вопросы.

Законопроектом предусматривается также особый порядок уплаты сбора за право пользования водными биологическими ресурсами для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в результате проводимых по решениям Правительства РФ аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологически ресурсов. В этом случае сумма сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, определенная в соответствии с законопроектом, уплачивается при внесении в бюджет платы, исчисленной исходя из итоговой цены аукциона, и входит в общую сумму итоговой цены. Как указывалось выше, законопроект предусматривает внесение изменений не только в Налоговый кодекс РФ, но и в другие акты законодательства Российской Федерации. В связи с тем, что законопроектом затрагиваются отдельные положения проведения аукционов по распределению квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, возникает следующий вопрос. Может быть, будет целесообразно при рассмотрении этого законопроекта затронуть и порядок проведения самих аукционов по распределению квот для того, чтобы сделать их более "прозрачными" и эффективными для государства?

Кроме того, хотелось бы остановиться ещё на некоторых аспектах законопроекта. Так, в законопроекте содержится противоречие с действующим законодательством в части установления порядка уплаты сборов. В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса РФ уплата сбора производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать сборы через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации (в настоящее время – Министерство Российской Федерации по связи и информатизации). В законопроекте же предлагается установить, что уплата сборов производится органу, выдающему лицензию (разрешение), по месту его нахождения.

Требует доработки и вопрос о вступлении предлагаемых изменений в силу. Полагаем, что введение его в действие с 1 января 2003 года будет противоречить налоговому законодательству Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса, федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Возникают также вопросы, касающиеся определения в законопроекте градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций и их государственной регистрации в качестве юридических лиц, определения круга плательщиков сборов за право пользование объектами животного мира и т.п.

Таким образом, законопроект может быть принят в первом чтении с учетом необходимости его последующей доработки.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в феврале 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin