Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении исчерпывающего перечня оснований признания задолженности по налогам и сборам, признаваемой безнадежной к взысканию, и ее списания, а также распространения аналогичного порядка на задолженность по пеням и штрафам)

Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященную списанию безнадежных долгов по налогам и сборам. В статью 59 НК РФ предлагается включить исчерпывающий перечень оснований списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию. При этом органами, в компетенцию которых будут входить определение порядка признания задолженности безнадежной к взысканию и списание недоимки, предлагается считать Правительство РФ (по федеральным налогам и сборам) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (по региональным и местным налогам и сборам). Правила указанной статьи 59 НК РФ предлагается также распространить на списание безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Как следует из пояснительной записки, в результате принятия законопроекта должен установиться единый подход для признания безнадежными и списания недоимки и задолженности по пеням по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день невозможность списания присужденных налогоплательщикам, прошедшим процедуру ликвидации или банкротства, а также признанным умершими, сумм штрафов, не позволяет реально оценивать суммы задолженности перед бюджетами всех уровней при формировании доходной части соответствующего бюджета. Поэтому, для освобождения налоговых органов от обращений в суд по вопросам о признании безнадежными присужденных сумм штрафов налогоплательщиков в указанных выше случаях, предлагается распространить основания признания безнадежными недоимки и задолженности по пеням по налогам и сборам на основания признания безнадежными присужденных сумм штрафов.

Анализ данного законопроекта позволяет согласиться с мнением, высказанным как в Заключении Правительства РФ, так и в Заключении Правового управления Госдумы РФ на данный законопроект. Так, в статье 59 НК РФ говорится о недоимке, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. В законопроекте же речь идет только о причинах юридического характера (ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, смерть физического лица). При этом авторами законопроекта не принимаются во внимание причины экономического (например, глобальный банковский кризис, значительное падение курса иностранной валюты и т.п.) и социального (гражданские войны, длительные забастовки и т.п.) характера. В связи с этим, поддерживая идею законопроекта о необходимости включения четких критериев признания невозможности взыскания недоимки в текст НК РФ, полагаем, что предлагаемый перечень должен быть доработан с учетом указанных выше обстоятельств.

Что же касается признания задолженности по штрафам невозможной к взысканию, то необходимо отметить следующее. Действительно, с одной стороны штрафы не имеют налоговой природы и выходят за рамки налогового обязательства, являясь наказанием за налоговое правонарушение, и, следовательно, вопросы их списания не должны регулироваться законодательством РФ о налогах и сборах. С другой стороны, штрафы являются видом налоговой ответственности за нарушение обязанностей по уплате налогов и сборов и зачастую их суммы, продолжающие числится за давно ликвидированной организацией или умершим предпринимателем, носят виртуальный, а не реальный характер. В итоге это приводит к искажению отчетности, поскольку суммы штрафов продолжают числиться за несуществующими налогоплательщиками. Так же не логично выглядит ситуация, когда задолженность по налогу у ликвидированной организации в соответствии с НК РФ признается безнадежной, а штраф по этой задолженности, в связи с его неналоговой природой, продолжает за такой организацией числиться. Сказанное позволяет утверждать, что вопрос, поднятый в законопроекте, является актуальным и требует отдельной и тщательной разработки.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin