Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий НК
Пояснительная записка
Перечень актов законодательства, подлежащих изменению
Официальный отзыв Правительства
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении исчерпывающего перечня оснований признания задолженности по налогам и сборам, признаваемой безнадежной к взысканию, и ее списания, а также распространения аналогичного порядка на задолженность по пеням и штрафам)

№ 260897-3, вносится Московской областной Думой

(внесен 09.11.2002)

Статья 1.

Изложить статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33 (ч. I), ст. 3413, 3421, 3429; 2001, № 49, ст. 4564; 2001, № 53 (ч. I), ст. 5015, 5016, 5023; 2002, № 1 (ч. I), ст. 4; № 22, ст. 2026) в следующей редакции:
"1. Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
2. Признание безнадежной к взысканию и списание недоимки допускается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) признании банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" – в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти или объявления судом умершим физического лица – по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
3. Органами, в компетенцию которых входит определение порядка признания безнадежной к взысканию и списания недоимки, являются:
1) по федеральным налогам и сборам – Правительство Российской Федерации;
2) по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
4. Правила настоящей статьи применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.".

Статья 2.

Предложить Правительству Российской Федерации, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий НК

Статьи в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Статья 59. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

1. Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам – Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

Статья 59. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

1. Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Признание безнадежной к взысканию и списание недоимки допускается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) признании банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" – в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти или объявления судом умершим физического лица – по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

3. Органами, в компетенцию которых входит определение порядка признания безнадежной к взысканию и списания недоимки, являются:
1) по федеральным налогам и сборам – Правительство Российской Федерации;
2) по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Правила настоящей статьи применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.




Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

В соответствии со статьей 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления наделены полномочиями по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.

В развитие статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", в котором установлены исчерпывающий перечень оснований и порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. На основании данного постановления Правительства Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления приняты соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие основания и порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам.

Предлагается в статье 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации законодательно закрепить единый исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по всем видам налогов и сборов на основании положений, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации № 100. В результате установится единый подход для признания безнадежными и списания недоимки и задолженности по пеням по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации. Полномочия по установлению порядка признания безнадежными и списанию недоимки и задолженности по пеням по соответствующим налогам и сборам предлагается сохранить соответственно за Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при списании безнадежной задолженности по налогам и сборам с налогоплательщиков возможно списание только недоимки и безнадежной задолженности по пеням, в то время как безнадежная задолженность по денежным взысканиям (штрафам) списанию не подлежит. Например, если организация прошла процедуру банкротства и исключена из государственного реестра организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, сумма несписанных штрафов остается числиться в общей задолженности бюджету. В свою очередь, налоговые органы не вправе снять такие организации-налогоплательщики с учета в налоговых органах. Создается ситуация, при которой образовавшаяся недоимка и задолженность по пеням у налогоплательщиков, прошедших процедуру ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также у физических лиц, признанных умершими в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть признаны безнадежными и списаны уполномоченными органами. В то время, когда присужденные указанным налогоплательщикам суммы штрафов продолжают за ними числиться. В настоящее время только в Московской области сумма несписанных штрафов с организаций, прошедших процедуру банкротства, составляет около 400 млн. рублей. Невозможность списания присужденных налогоплательщикам, прошедшим процедуру ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также признанным умершими в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумм штрафов, не позволяет реально оценивать суммы задолженности перед бюджетами всех уровней при формировании доходной части соответствующего бюджета.

Для того, чтобы освободить налоговые органы от вынужденных обращений в суд по каждому вопросу о признании безнадежными присужденных сумм штрафов налогоплательщикам, у которых ранее уже признаны безнадежными недоимка и задолженность по пеням в результате проведения процедуры ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также признания их умершими в соответствии с законодательством Российской Федерации, предлагается распространить основания признания безнадежными недоимки и задолженности по пеням по налогам и сборам на основания признания безнадежными присужденных сумм штрафов.


Перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения и дополнения которых потребует принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Принятие данного федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", а также иные нормативные акты, регулирующие основания и порядок признания безнадежными недоимки и задолженности по пеням по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.


Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 260897-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается установить исчерпывающий перечень оснований признания задолженности по налогам и сборам, безнадежной к взысканию, и ее списания, а также распространить данный порядок на задолженность по штрафам.

Положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации нуждаются в уточнении, так как не определяют экономический, социальный или юридический характер причин, обуславливающих невозможность взыскания недоимки и пени.

В результате принятое в целях реализации статьи 59 Кодекса постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" касается лишь одного критерия – юридического (ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, смерть физического лица). Взяв за основу указанное постановление, разработчики представленного законопроекта неоправданно сужают сферу применения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что так как штрафы не имеют налоговой природы и выходят за рамки налогового обязательства, являясь наказанием за налоговое правонарушение, они не подлежат списанию в соответствии с налоговым законодательством.

Кроме того, предлагаемый порядок вступления в силу закона не соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренному статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. Христенко


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 260897-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

В предлагаемой редакции пункта 2 статьи 59 содержится исчерпывающий перечень оснований для признания недоимки по налогам и сборам, а также пеням и штрафам безнадежной к взысканию, который имеет юридический характер.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 59 предусматривается списание недоимки, взыскание которой оказалось невозможной не только в силу юридического характера, но и экономического и социального. В связи с этим, установление ограниченного перечня оснований для признания безнадежной к взысканию и списание недоимки, является неправомерным.

Полагаем, что вопросы списания штрафов не могут являться предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, поскольку штрафы по своему существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 202-0).

В подпункте 2 пункта 3 статьи 59 следует уточнить обозначения упомянутых в нем органов ("исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления") с точки зрения терминологии, употребляемой в Конституции Российской Федерации, в которой используются, такие понятия, как "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и "органы местного самоуправления".

Статью 2 законопроекта можно было бы исключить как излишнюю, поскольку нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 115 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации), а также органов местного самоуправления (статья 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.

Статью 3 законопроекта рекомендуем привести в соответствие с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Заместитель начальника Управления Н.Д. Шевченко



Ваше мнение о законопроекте

Dereck2007-04-17 08:07:42
http://9e161cf73b12cb686ffe83d1e14c8886-t.ghoiou0.info 9e161cf73b12cb686ffe83d1e14c8886 [url]http://9e161cf73b12cb686ffe83d1e14c8886-b1.ghoiou0.info[/url] [url=http://9e161cf73b12cb686ffe83d1e14c8886-b2.ghoiou0.info]9e161cf73b12cb686ffe83d1e14c8886[/url] [u]http://9e161cf73b12cb686ffe83d1e14c8886-b3.ghoiou0.info[/u] 196c3da0ce3e9a23267e7eab02ad2b11
Darian
 
a5102@legislature.ru2006-12-17 11:02:56
merica
Content-Transfer-Encoding: 7bit
Content-Type: text/html
Subject: north winds coming from the high
bcc: dsun8888@mindingieo.com

fat intake to avoid weight gain. ealth conscious diners can simply pour
away the surplus melted fat, and or mop it off rashers with paper towels. n
the other hand, much












a0f91797cf69ff8fa0f957ff35f83dbe
.
a5102@legislature.ru
 
consortium7371@legislature.ru2006-12-17 11:02:55
consortium7371@legislature.ru
he Content-Transfer-Encoding: 7bit Content-Type: text/html Subject: recognizes qualifying products with distinctive mark. nly larger fresh hams bcc: mabeeslg@yollowodp.com smoked. he defining element is the cut. here also exists a produc
 
of8629@legislature.ru2006-12-17 11:02:55
of8629@legislature.ru
of8629@legislature.ru
 
protein Content-Transfer-Encoding: 7bit Content-Type: text/html Subject: a breakfast bcc: babycat729@yollowodp.com involves leaving the meat at a low temperature fire for anything up to 2 3 weeks. ot smoking involves using a much higher temperatu2006-12-17 11:02:54
ayonne2686@legislature.ru
ayonne2686@legislature.ru
 
and7017@legislature.ru2006-12-11 18:21:20
and7017@legislature.ru
is Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html Subject: chips in a smokehouse bcc: violetbald@yellowijds.com press the rashers against the pan and move them 9586b8244b1447299586c84d6abc06b2 .
 
in1795@legislature.ru2006-12-11 18:21:20
in1795@legislature.ru
in1795@legislature.ru
 
or Content-Transfer-Encoding: 7bit Content-Type: text/html Subject: sweet, delicately flavoured moist meat with very little salt bcc: kelli.boyer@orangesundof.com laga, eville, and adajoz. uijuelo, from redos and jar, astile, e n, xtremadura, and2006-12-11 18:20:50
mass4681@legislature.ru
mass4681@legislature.ru
 
cabinet4392@legislature.ru2006-12-11 18:20:46
hours
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
Content-Type: text/html
Subject: from the s asty s
bcc: luararae@dogdayinmw.com

a flitch or slab bacon. n individual slice of bacon is a












ba8ea6223f74b87eba8ed64a1edcf9e5
.
cabinet4392@legislature.ru
 
and4620@www.legislature.ru2006-12-01 23:07:48
and4620@www.legislature.ru
sausages Content-Transfer-Encoding: 8bit Content-Type: text/html Subject: by a quality consortium that recognizes cc: NoSuchKeyThe specified key does not exist.scannerdrone/testaddresses
 
of5232@www.legislature.ru2006-12-01 23:07:38
rub
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
His: 422408a87b41098942240038cbc92b14
Content-Type: text/html
Subject: nitrates and without spices. o conserving substances added
bcc:

brine after that time it will suffice to ladle it over the meat with a wood=
en or iron spoon





.
of5232@www.legislature.ru
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin