Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"

Проект рассматриваемого федерального закона предусматривает дополнение части второй Налогового кодекса РФ новой главой 264, посвященной системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Понятие соглашений о разделе продукции содержится в статье 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и представляет из себя договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Статья 18 НК РФ относит систему налогообложения при соглашениях о разделе продукции к специальным налоговым режимам. В этой же статье сказано, что при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ. Как следует из пояснительной записки, включение в НК РФ отдельной главы, посвященной этому вопросу, связано с необходимостью обеспечения стабильных условий работы инвесторов, соблюдения интересов государства при реализации указанных соглашений, а также установления на законодательном уровне особенностей налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Отличия от действующей системы налогообложения

Налогообложение соглашений о разделе продукции отличается от общей системы налогообложения, применяемой в Российской Федерации. Так, согласно законопроекту, установленный им специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусматривается законопроектом.

Помимо этого, специальный налоговый режим для соглашений о разделе продукции отличает от общего налогового режима стабильность на весь период действия соглашений, а также некоторое снижение и реструктуризация налоговой нагрузки (возмещение капитальных затрат вместо амортизации, применение ставки НДПИ с коэффициентом 0,5 и т.п.).

Положительные стороны

Законопроектом вносится определенность в порядок раздела продукции. Так, при обычном разделе установлен предельный уровень компенсационной продукции (cost-top) – 75% для обычных месторождений и 90% для шельфа. Это необходимо для того, чтобы государство могло получать свою долю продукции уже на ранних стадиях освоения месторождения, а не через 10–12 лет. При прямом разделе установлена минимальная доля государства в размере 32%, исходя из того, что в общем налоговом режиме налоговая нагрузка составляет в зависимости от мировых цен от 30 до 50%.

В законопроекте создаётся механизм, позволяющий применять соглашения о разделе продукции только для тех месторождений, которые не могут разрабатываться в условиях общего налогового режима. Для этого в федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" предлагается внести поправку, предусматривающую, что перейти в режим соглашения о разделе продукции можно только в том случае, если по данному участку недр был проведен аукцион на недропользование на обычных условиях и никто не пожелал взять этот участок для разработки в общем налоговом режиме. Представляется, что это – единственный объективный способ проверки, действительно ли такой участок может разрабатываться только в режиме соглашений о разделе продукции. Однако новый аукцион будет проводиться только в том случае, если недропользователь захочет перейти на специальный налоговый режим, предусмотренный для соглашений о разделе продукции. Если же он выразит желание продолжать работу в общем налоговом режиме, то в этом случае никаких новых аукционов не проводится.

Применять подобную процедуру предлагается ко всем месторождениям, включая те, по которым ранее приняты федеральные законы о возможности разработки участка на условиях соглашения о разделе продукции. Исключение сделано в отношении участков недр, включенных до вступления в силу законопроекта, в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такие участки недр должны были, до вступления в силу законопроекта, быть предоставлены в пользование для цели разведки и добычи полезных ископаемых на иных условиях, чем раздел продукции, и быть расположенными на континентальном шельфе Российской Федерации, в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации или на части дна Каспийского моря, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации. Это же правило применяется и в отношении участков недр, возможность разработки которых установлена международными договорами Российской Федерации.

Рассматриваемый законопроект достаточно хорошо проработан и с концептуальной, и с юридической точки зрения. Что же касается его эффективности и возможных недостатков, то полагаем, что их сможет выявить практика его применения.


Экспертное заключение подготовлено Фондом развития парламентаризма в России в мае 2003 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin