Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести)

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" призван устранить пробел, возникший в законодательстве РФ в связи с принятием федерального закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Данный федеральный закон исключил из Уголовного кодекса нормы, предусматривавшие уголовную ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности. В частности, уголовная ответственность по части первой статьи 264 УК РФ наступает только в том случае, если последствием нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств будет являться причинение тяжкого вреда здоровью. В то же время ст. 12.24 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью. В этой связи авторы проекта федерального закона предлагают дополнить ст. 12.24 КоАП новой частью второй, предусматривающей повышенную ответственность за нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Дополнение ст. 12.24 КоАП указанным положением представляется обоснованным, так как данный состав правонарушения в настоящее время не предусмотрен ни уголовным, ни административным законодательством. Между тем, категория вреда средней тяжести характеризуется такими признаками, как длительное расстройство здоровья (более 21-го дня) и значительная стойкая утрата трудоспособности менее чем на одну треть. По нашему мнению, санкции, предусмотренные в действующей редакции ст. 12.24 КоАП, не соответствуют степени важности объекта посягательства и фактическому вреду, причиняемому данным правонарушением. Таким образом, декриминализация деяний, связанных с неосторожным причинением средней тяжести вреда здоровью требует корректировки норм КоАП в целях установления адекватного административного наказания за соответствующие правонарушения.

Следует также учесть, что федеральный закон от 8 декабря 2003 года исключил из Уголовного кодекса РФ целый ряд составов преступления, объективная сторона которых включала в себя причинение средней тяжести вреда здоровью. Так, соответствующие положения исключены из ст.ст. 118, 143, 216, 219, 263, 264, 266, 267, 268, 269 УК РФ. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в статьи КоАП, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил охраны труда, правил безопасности при ведении строительных работ, правил пожарной безопасности, правил безопасности эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта и т.д.

Кроме того, учитывая высокую степень вреда, причиняемого правонарушением, состав которого предусмотрен частью 2 новой редакции ст. 12.24 КоАП, представляется возможным установить более суровое наказание, чем это предложено в проекте федерального закона: повысить верхнюю границу штрафа до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда и предусмотреть возможность лишения права управления транспортным средством на срок до двух лет.


Экспертиза подготовлена в Фонде развития парламентаризма в России в июне 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin