Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ" (об установлении ответственности за курение в не установленных для курения местах)

Рассматриваемый законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 25 июня 2002 года Московской городской Думой. В нём предусматривается введение административной ответственности за курение на территории и в помещениях образовательных организаций в не установленных для курения местах.

Запрет на курение табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также помещениях, занимаемых органами государственной власти, был введен статьей 6 Федерального закона от 10 июля 2001 г. "Об ограничении курения табака". Пунктом 2 той же статьи была установлена обязанность работодателя по оснащению специально отведенных мест для курения табака, а в пункте 3 предусматривалась норма, согласно которой нарушение положений статьи 6 влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Согласно п. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, административная ответственность за то или иное деяние на федеральном уровне должна устанавливаться в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено несколько статей, на основании которых возможно привлечение к административной ответственности за курение табака. В частности, согласно п. 3 ст. 11.17 Кодекса ("Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте"), курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда. В соответствие со ст. 11.21, курение на мостах с деревянными настилами влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.

Таким образом, в Кодексе отсутствует специальная норма, устанавливающая ответственность за курение табака на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также помещениях, занимаемых органами государственной власти. В связи с этим внесение соответствующих изменений и дополнений в Кодекс представляется довольно актуальным.

Однако в рассматриваемом законопроекте предлагается введение административной ответственности за курение только на территории образовательных организаций. Как представляется, объективная сторона правонарушения, исходя из положений ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", должна пониматься гораздо шире, и в качестве мест совершения правонарушения необходимо определить не только территории образовательных организаций, но и рабочие места, закрытые спортивные сооружения, организации здравоохранения, образовательные организации и организации культуры, а также помещения, занимаемые органами государственной власти, за исключением мест, специально отведенных для курения табака.

Вместе с тем требует уточнения понятие "территория образовательной организации".

В п. 1 ст. 6 Закона "Об ограничении курения табака" прямо указано, что курение табака запрещается "в целях снижения вредного воздействия табачного дыма". В то же время табачный дым, согласно ст. 1 этого Закона, понимается как содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака. Таким образом, местом совершения правонарушения могут быть лишь закрытые помещения, специально не отведенные для курения табака.

Имеются замечания и к установлению в законопроекте субъекта правонарушения.

В частности, законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей 6.16, где установить административную ответственность за курение несовершеннолетних на территориях и в помещениях образовательных организаций. При этом в качестве санкции выступает "предупреждение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних", а при повторном совершении данного правонарушения в течение года после наложения административного наказания – "наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере трех минимальных размеров оплаты труда". Дополнение Кодекса данной статьей представляется нецелесообразным. В соответствии с п. 1 ст. 2.3 Кодекса ("Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность"), административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает специфики административной ответственности несовершеннолетних, поэтому дополнение его специальной статьей 16.6 об ответственности несовершеннолетних за курение табака будет противоречить общей концепции построения Кодекса.

Таким образом, законопроект требует значительной доработки, а именно:
– следует ограничить места совершения правонарушения "помещениями образовательных организаций, специально не отведенными для курения табака" (и, соответственно, исключение из перечня мест совершения правонарушения "территорий образовательных организаций");
– дополнить перечень мест совершения правонарушения, в соответствие со ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", рабочими местами, закрытыми спортивными сооружениями, организациями здравоохранения, организациями культуры, помещениями, занимаемыми органами государственной власти, за исключением мест, специально отведенных для курения табака;
– исключить проектируемую статью 16.6, устанавливающую специфику административной ответственности несовершеннолетних.


Экспертиза подготовлена в Фонде развития парламентаризма в России в июле 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin