Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнений и изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу изменения порядка определения подсудности дел по выбору истца)

Проектом федерального закона № 378868-3 "О внесении дополнений и изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" предлагается изменить порядок определения подсудности дел судам общей юрисдикции. В соответствии с действующим законодательством иск к физическому лицу, как правило, предъявляется в суд по месту его жительства, а к организации – по месту её нахождения. Из этого правила существует ряд исключений. Так, истцу предоставлено право обратиться в суд по месту своего жительства с исковым заявлением о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав; возврате имущества или его стоимости; о возмещении убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста. Законопроектом предлагается изменить действующее правило и установить, что истец в вышеперечисленных случаях может предъявлять в суд по месту своего жительства любые иски о восстановлении нарушенных прав. Что же касается исков о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, то они, по мнению авторов законопроекта, по выбору истца могут предъявляться и по месту его жительства.

Вместе с тем, устанавливая правило о том, что иск должен предъявляться в суд по месту нахождения ответчика, законодатель исходил из интересов ответчика, т.к. предъявление истцом иска ещё не означает, что заявленные им требования обоснованы. Внесение же в процессуальное законодательство изменений, предлагаемых авторами законопроекта, открывает широкое поле для злоупотреблений недобросовестными гражданами предоставленными им правами. В этом нетрудно убедиться, представив, что "обиженный" работник перед обращением со своими претензиями к работодателю ненадолго сменит место своего жительства, к примеру, с города Москвы на город Владивосток. Исходя из предлагаемых изменений, в этом случае он может предъявить иск о восстановлении на работе в организации, расположенной в Москве, в суд, находящийся во Владивостоке. Для работодателя это повлечёт за собой финансовые расходы (командировки сотрудников или расходы на представителей и т.п.), что для небольших организаций может оказаться просто непосильным грузом. В связи с этим ответчик, в силу объективных причин, будет просто лишён возможности принимать участие в судебных заседаниях и защищать свои права. Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, противоречат основным принципам гражданского процесса, устанавливающего, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Помимо этого, законопроектом предлагается установить, что иск к организации, вытекающий из деятельности её филиала или представительства или структурного подразделения, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения её филиала или представительства. По-видимому, авторы законопроекта имели в виду, что иски, вытекающие из деятельности структурного подразделения организации, могут предъявляться в суд по месту его нахождения. Однако проблема заключается в том, что на сегодняшний день гражданское законодательство не содержит определения структурного подразделения организации. Поэтому неясно, каким образом будут реализовываться положения законопроекта на практике и по каким критериям подразделения организации можно будет относить к структурным.

Из изложенного следует, что необходимость в принятии рассматриваемого законопроекта отсутствует.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в марте 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin