Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Первое заключение Правового управления Аппарата ГД
Второе заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"" (в части изменения срока)

№ 99055479-2, вносится депутатами Государственной Думы В.И. Зоркальцевым, А.И. Лукьяновым и Е.Б. Мизулиной

(внесен 31.05.1999, отклонен ГД 14.05.2004)

Статья 1.

Пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3302) после слов "подлежат до 1 июля 1999 года" дополнить словами ", а для собственных предприятий религиозных организаций – до 1 июля 2001 года".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Первое заключение Правового управления Государственной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Изучив по поручению Совета Государственной Думы (выписка из протокола № 211-48 заседания Совета Государственной Думы от 8 июня 1999 г.) проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.

Соответствие законопроекта федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам

Законопроектом предлагается внести в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изменение, согласно которому срок, до истечении которого индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами должны преобразоваться в хозяйственные товарищества или общества, либо в кооперативы, продляется с 1 июля 1999 года до 1 июля 2004 года.

Прежде всего следует отметить, что само принятие подобного законопроекта и его практическая реализация представляются невозможными, поскольку в настоящее время срок, установленный пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" уже наступил, а согласно тому же пункту 5 статьи 6 названного Федерального закона по истечении указанного срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

Что касается существа рассматриваемого законопроекта и тех мотивов, которые легли в основу его разработки и изложены в пояснительной записке к законопроекту, то считаем необходимым сообщить следующее.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что норма пункта 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" представляет собой дискриминацию религиозных организаций. С данным утверждением нельзя согласиться, поскольку требование о преобразовании своих предприятий, содержащееся в пункте 5 статьи 6, адресовано не только религиозным организациям, но и хозяйственным товариществам и обществам, общественным организациям, объединениям, благотворительным фондам и иным лицам – субъектам частного права.

Принятая в 1994 году первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации содержит существенные концептуальные новеллы. Одна из них касается того, что с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, не обладающие правом собственности на закрепленное за ними имущество, могут создаваться лишь субъектами публичного права (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) в организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий. Никакие иные субъекты гражданского права (частные юридические лица и граждане) создавать юридические лица в форме предприятий не могут. С точки зрения указанной концепции 4 главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации норма пункта 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" представляется абсолютно логичной.

Высказанное в пояснительной записке опасение, что религиозные организации, преобразовавшие свои предприятия в хозяйственные общества, могут полностью утратить права на них, также не выдерживает критики. Абсолютно верно, что право собственности на имущество, передаваемое в уставный капитал юридического лица, учредитель не теряет только при создании предприятий (пункт 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации). При учреждении хозяйственных товариществ и обществ либо кооперативов их учредители имеют обязательственные права в отношении этих юридических лиц. Однако если религиозная организация после преобразования своего предприятия в хозяйственное общество будет владеть всеми акциями акционерного общества или всеми долями в обществе с ограниченной ответственностью (а Гражданский кодекс Российской Федерации допускает создание хозяйственного общества одним учредителем – т.н. "компании одного лица"), то это позволит ей управлять всей деятельностью такого общества, полностью контролировать принимаемые им решения, а также порядок использования упомянутым обществом своего имущества.

Содержащееся в пояснительной записке утверждение о том, что норма пункта 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" противоречит пункту 3 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, является неверным.

Статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, в общих чертах определяя статус общественных и религиозных организаций (объединений), в пункте 3 предусматривает, что особенности правового положения общественных и религиозных организаций (которые являются организациями некоммерческими) определяется законом о таких организациях. Данное положение базируется на статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой организационно-правовые формы и статус некоммерческих организаций помимо Гражданского кодекса Российской Федерации могут определяться также иными федеральными законами. Однако предприятия являются одной из организационно-правовых форм коммерческих организаций. В отношении таких организаций статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации применяет совсем иной подход – она исчерпывающим образом определяет организационно-правовые формы, в которых могут быть созданы коммерческие организации, не предоставляя такого права иным законам, а в последующих статьях Кодекса однозначно определяется статус (правовое положение) таких организаций. Все законы, принимаемые в развитие норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а тем более учредительные документы юридических лиц, должны ему соответствовать (пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Императивная норма, содержащаяся в пункте 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия и пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" данной норме полностью соответствует. Создавать же собственными внутренними установлениями (на которые в пояснительной записке содержится ссылка) новых субъектов предпринимательской деятельности религиозные организации не вправе.

Утверждение о том, что пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", предусмотрев три организационно-правовые формы, в которые религиозные организации должны преобразовать свои предприятия, тем самым нарушил право религиозных организаций на свободу деятельности, также лишено оснований. Поскольку, согласно пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и предприятий, а последние, в свою очередь (статья 113 Гражданского кодекса Российской Федерации) могут учреждать только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, то те формы коммерческих организаций, которые остаются для других субъектов Гражданского права, в том числе и для религиозных организаций, и перечислены в пункте 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Первый заместитель начальника Управления В.А. Рощин


Второе заключение Правового управления Государственной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и по проекту соответствующего постановления Государственной Думы

Изучив по вашему поручению от 13 марта 2000 г. проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Соответствие законопроекта федеральным законам

Как уже отмечалось в заключении Правового управления от 28 июля 1999 г., законопроект в целом противоречит основным концептуальным положениям и принципам гражданского права. Основные замечания сводятся к следующему.

1. Принятая в 1994 году часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации содержит существенные концептуальные новеллы. В частности, с введением в действие части первой Кодекса коммерческие организации, не обладающие правом собственности на закрепленное за ними имущество, могут создаваться лишь субъектами публичного права (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) в организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий. Иные субъекты гражданского права (частные юридические лица-коммерческие организации и граждане) должны обладать имуществом на праве собственности и им не могут принадлежать права хозяйственного ведения или оперативного управления в отношении имущества, находящегося в собственности других лиц (4 главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации). Базируясь на подобном изменении подхода к регламентации статуса предприятий, Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрел преобразование предприятий, учрежденных частными лицами, в другие организационно-правовые формы, и установил сроки такого преобразования. В связи с изложенным продление еще на два года срока существования таких предприятий не соответствует подходу Гражданского кодекса РФ к регулированию статуса коммерческих организаций.

Кроме того, следует отметить, что само принятие подобного законопроекта и его практическая реализация представляются невозможными, поскольку в настоящее время срок, установленный пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" уже истек, а согласно тому же пункту 5 статьи 6 названного Федерального закона по истечении указанного срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

2. Законопроектом, направленным 8 июня 1999 г. Советом Государственной Думы второго созыва в Правовое управление для проведения экспертизы к первому чтению, предлагалось продлить срок преобразования, установленный пунктом 5 статьи 6 Федерального закона "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для всех предприятий, находящихся в частной собственности.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думы во втором чтении, предлагает продлить указанный срок лишь в отношении предприятий, созданных религиозными организациями. Таким образом, указанное положение проекта ставит в неравное положение субъектов гражданского права, что противоречит статьям 1, 2 и другим Гражданского кодекса РФ, закрепившим равенство участников гражданских правоотношений.

3. Также необходимо отметить, что Государственная Дума уже дважды принимала законы по аналогичному вопросу (11 июня 1999 г. – Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и 1 декабря 1999 г. – "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") и два раза Президент Российской Федерации (письма от 12.07.99г. № Пр-920 и от 30.12.99г. № Пр-1740) отклонял названные законы по вышеизложенным основаниям ( на которые при подготовке проектов к рассмотрению Государственной Думы в своих заключениях обращало внимание и Правовое управление).

Замечания технико-юридического и лингвостилистического характера

Поскольку законопроектом в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вносится только одно дополнение, и с учетом согласования слов в русском языке необходимо несколько изменить наименование и статью 1 законопроекта и изложить их следующим образом:

"Федеральный закон "О внесении дополнения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Статья 1.

Пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3302) после слов "подлежат до 1 июля 1999 года" дополнить словами ", предприятия, созданные религиозными организациями, – до 1 июля 2001 года".".


Одновременно считаем необходимым отметить, что по форме предлагаемое проектом изменение правильно было бы внести в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в виде отдельного (второго) предложения пункта 5 статьи 6.

По проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" замечаний не имеется.

Начальник Управления В.Б. Исаков



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin