Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"" (об увеличении пороговых значений стоимости активов хозяйствующих субъектов)

Рассматриваемым законопроектом предлагается произвести существенное увеличение пороговой стоимости активов хозяйствующих субъектов, чьи сделки и иные действия должны совершаться либо с предварительного согласия антимонопольного органа, либо антимонопольный орган должен быть поставлен в известность относительно совершения такой сделки (действий). Предлагаемое увеличение пороговой стоимости активов поможет не только разгрузить антимонопольные органы и избавить их от избыточных функций, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, но и, что, на наш взгляд, не менее важно, существенно облегчит жизнь хозяйствующих субъектов.

Статьи 17 и 18 действующего закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предусматривают две формы прямого взаимодействия участников рыночных отношений и антимонопольного органа – разрешительную и уведомительную. Уведомительная форма (или уведомительный порядок) – гораздо более простая форма взаимодействия хозяйствующего субъекта и антимонопольного органа, но и она сопряжена со значительными неудобствами, которые выпадают на долю хозяйствующего субъекта. При уведомлении антимонопольного органа о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций, а также изменении состава участников (членов) некоммерческой организации, если в состав участников (членов) такой организации входит не менее двух коммерческих организаций, создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ), слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последнему балансу превышает 100 тысяч МРОТ, заявитель, как и в случае направления ходатайства о даче согласия федерального антимонопольного органа, должен предоставить информацию, предусмотренную частью 2 статьи 17 рассматриваемого закона. Несмотря на тот очевидный плюс, что такая информация в случае уведомительного порядка предоставляется в течение 45 дней с момента государственной регистрации (внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц), на ее подготовку, сбор и надлежащее оформление неизбежно затрачивается немалое количество и времени и сил.

Что же касается разрешительного порядка, то здесь легитимное слияние и присоединение коммерческих организаций, чья суммарная стоимость активов по последнему балансу превышает 200 тысяч МРОТ, невозможны без получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Напомним, что в соответствии с законом на дачу такого согласия федеральному антимонопольному органу отводится 30 дней с момента получения необходимых документов, а в случае необходимости этот срок может быть продлен еще на 20 дней. С учетом того, что содержащаяся в законе формулировка, определяющая основания для отклонения такого ходатайства, имеет весьма обтекаемую форму и допускает довольно широкое, если не сказать – произвольное, толкование, подобная форма взаимодействия хозяйствующего субъекта и антимонопольного органа действительно является весьма неудобной и далеко не всегда оправданной.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что изменения, предлагаемые в анализируемом законопроекте, можно рассматривать как позитивные и существенно облегчающие и упрощающие ситуацию на рынке. Таким образом, данный законопроект заслуживает положительной оценки.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в октябре 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin