Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК
Пояснительная записка
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению

Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в некоторые законодательные акты в части совершенствования управления образованием"

№ 45622-4, вносится членом Совета Федерации Г.В. Ткаченко

(внесен 22.04.2004, снят с рассмотрения ГД в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы)

Статья 1.

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 120 изложить в следующей редакции:

"Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается организация, созданная одним или несколькими собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им или ими полностью или частично.
В случае создания учреждения двумя и более собственниками между ними заключается договор о создании учреждения. В договоре о создании учреждения учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по его созданию и условия передачи ему своего имущества.
Лицо (лица), желающее приобрести права и обязанности учредителя созданного учреждения, и учредитель (учредители) заключают договор, в котором определяют условия и порядок передачи учреждению своего имущества, права и обязанности учредителя (учредителей) и такого лица, а также иные условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Передача имущества осуществляется по акту приема-передачи. Лицо (лица) передавшее имущество, приобретает права и обязанности учредителя (учредителей) созданного учреждения с момента после регистрации изменений в устав учреждения в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
2. Учреждение отвечает по своим обязанностям находящимися в его распоряжении денежными средствами, в том числе денежными средствами, полученными учреждением в результате осуществления деятельности, приносящей доход (статья 298 настоящего Кодекса). При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами".

2. В статье 296:
пункт 1 после слова "собственника" дополнить словом "собственников";
пункт 2 после слова "собственник" дополнить словом "(собственники)".

3. Пункт 2 статьи 300 изложить в следующей редакции:
"2. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество".

Статья 2.

Внести в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, статья 145; 1998, № 48, статья 5849) следующие изменения:
1. Пункт 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"1. Учреждением признается организация, созданная одним или несколькими собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им или ими полностью или частично.
В случае создания учреждения двумя и более собственниками между ними заключается договор о создании учреждения. В договоре о создании учреждения учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по его созданию и условия передачи ему своего имущества.
Лицо (лица), желающее приобрести права и обязанности учредителя созданного учреждения, и учредитель (учредители) заключают договор, в котором определяют условия и порядок передачи учреждению своего имущества, права и обязанности учредителя (учредителей) и такого лица, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Передача имущества осуществляется по акту приема-передачи. Лицо (лица) передавшее имущество, приобретает права и обязанности учредителя (учредителей) созданного учреждения с момента государственной регистрации изменений в устав учреждения в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
2. Из абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 исключить слова "решение собственника о создании учреждений".
3. Пункт 1 статьи 15 после слов "юридические лица" дополнить словами ", а в случаях, предусмотренных законом, – Российская Федерация, и (или) субъекты Российской Федерации, и (или) муниципальные образования".
3. Абзац первый пункт 1 статьи 31 изложить в новой редакции:
"1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления от имени соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создают государственные, муниципальные, а в предусмотренных законом случаях – государственно-муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование".

Статья 3.

Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, статья 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, статья 150; 1997, № 47, статья 5341; 2002, № 12, статья 1093; № 26, статья 2517; № 30, статья 3029; 2003, № 2, статья 163; № 28, статья 2892) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"3. Образовательные учреждения могут быть:
государственными;
муниципальными;
государственно-муниципальными;
частными, в том числе учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их подчиненности"
2. Подпункт 3) пункта 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"3) форма образовательного учреждения (государственное, муниципальное, государственно-муниципальное, частное)".
3. Пункт 6.1) статьи 29 после слов "субвенций местным бюджетам" дополнить словами "либо прямого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, учредителями которых наряду с муниципальными образованиями являются субъекты Российской Федерации или права и обязанности учредителя которых приобрели субъекты Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством".
4. В абзаце 1 подпункта 3.1 пункта 3 статьи 31 слово "наделяются" заменить словами "могут наделяться".
5. В статье 35:
наименование статьи после слова "государственными" дополнить словом "государственно-муниципальными";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Управление государственными, государственно-муниципальными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения";
пункт 2 после слова "государственными" дополнить словом ", государственно-муниципальными";
пункт 3 после слова "государственным" дополнить словом ", государственно-муниципальным";
пункт 4 после слова "государственного" дополнить словом ", государственно-муниципального";
подпункты 2), 3), 4), 5), 6) пункта 4 после слова "учредителем" дополнить словом "(учредителями);
пункты 6,7 после слова "государственных" дополнить словом "государственно-муниципальных";
6. В пункте 3 статьи 40, в пункте 8 статьи 41, в пункте 5 статьи 50 исключить слова "независимо от их организационно-правовых форм".

Статья 4.

Внести в Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, статья 1922; 1999, № 16, статья 1929; 2003, № 9, статья 805) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 3 дополнить вторым и третьим абзацами следующего содержания:
"Образовательные учреждения, учредителями которых являются муниципальные образования и субъекты Российской Федерации или муниципальные общеобразовательные учреждения, права и обязанности учредителя которых приобрели субъекты Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством, могут быть в соответствии с уставами этих образовательных учреждений государственно-муниципальными.
Изменение состава представителей учредителей государственно – муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, указанных в уставе образовательного учреждения".
2. Статью 5 после слова "муниципального" дополнить словами ", государственно-муниципального".

Статья 5.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.

Статья 6.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК

Статьи в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается организация, созданная одним или несколькими собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им или ими полностью или частично.
В случае создания учреждения двумя и более собственниками между ними заключается договор о создании учреждения. В договоре о создании учреждения учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по его созданию и условия передачи ему своего имущества.
Лицо (лица), желающее приобрести права и обязанности учредителя созданного учреждения, и учредитель (учредители) заключают договор, в котором определяют условия и порядок передачи учреждению своего имущества, права и обязанности учредителя (учредителей) и такого лица, а также иные условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Передача имущества осуществляется по акту приема-передачи. Лицо (лица) передавшее имущество, приобретает права и обязанности учредителя (учредителей) созданного учреждения с момента после регистрации изменений в устав учреждения в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение отвечает по своим обязанностям находящимися в его распоряжении денежными средствами, в том числе денежными средствами, полученными учреждением в результате осуществления деятельности, приносящей доход (статья 298 настоящего Кодекса). При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, собственников и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник (собственники) имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.




Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в некоторые законодательные акты в части совершенствования управления образованием"

Данный проект федерального закона подготовлен в целях создания правовой базы функционирования юридического лица в форме государственно-муниципального образовательного учреждения, что должно обеспечить повышение качества управления образованием в Российской Федерации.

В связи с этим законопроект призван разрешить существующие в настоящее время проблемы, связанные с возможностью образования учреждения не одним, а несколькими собственниками соответствующего имущества. Кроме того, одна из задач, которая стояла перед разработчиками, заключалась в разработке законопроекта на основе системного и комплексного подхода, сочетающего в себе частные и публичные интересы.

Законопроект состоит из 6 статей, каждая из которых посвящена внесению изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие отношения по созданию учреждений (в том числе образовательных) и определяющие статус данных юридических лиц.

Статья 1 законопроекта вносит изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Законодательной новеллой статьи 1 является правило о возможности совместного учредительства учреждений субъектами, владеющими имуществом на праве частной, государственной и муниципальной собственности.

В настоящее время модель учреждения, заложенная в ГК РФ, допускает создание данной организации только одним лицом – собственником соответствующего имущества.

Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается организация созданная собственником. Используя слово "собственник" в единственном числе, ГК РФ не допускает возможности создания данной организации двумя и более лицами (соучредителями). В связи с этим не – бесспорным является утверждение некоторых выдающихся отечественных цивилистов о том, что существующий правопорядок допускает возможность создания учреждений несколькими собственниками (Е.А. Суханов).

Представляется, что концепция ГК РФ, не допускающая совместного учредительства учреждений, не соответствует экономическим потребностям образовательного сектора, препятствуя привлечению в него казенных средств.

Поэтому статья 1 законопроекта допускает возможность образования учреждений как одним, так и несколькими собственниками.

Вопрос о множественности субъектов, которые могут выступать учредителями учреждения, связан с проблемой договорных связей между указанными субъектами.

Принимая совместное решение, соучредители вступают в правоотношение по созданию юридического лица. Принятие такого решения является юридическим, с которым нормы права должны связывать возникновение субъективных прав и обязанностей учредителей. Субъективные права и обязанности составляют содержание правоотношения по созданию юридического лица, которое на практике принимает договорную форму.

Классическим типом такого соглашения выступает учредительный договор, заключая который учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, а также согласовывают иные условия (пункт 2 статьи 52 ГК РФ).

Между тем, традиционно учредительный договор не относится к учредительным документам учреждения, равно как и не является таковым решение собственника о создании учреждения, которое, в отступление от положений ГК РФ, указано в статье 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" как учредительный документ для учреждения.

Поэтому статья 1 законопроекта обязывает лиц, совместно принявших решение о создании учреждения заключить договор о создании учреждения. В основу правового режима такого соглашения положены правила о заключении договора о создании акционерного общества, который не относится к учредительным документам данного юридического лица.

В договоре о создании учреждения должны быть определены условия по созданию учреждения, в том числе порядок совместной деятельности учредителей, условия и порядок наделения учреждения имуществом, а также иные необходимые (по мнению учредителей) условия.

С проблемой определения содержания понятия учредителя юридического лица, связан вопрос о том, какие субъекты гражданского права могут быть учредителями.

Участниками гражданско-правовых отношений являются физические и юридические лица, а также публично-правовые образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (собственники соответствующего имущества).

Создание юридических лиц представляет собой процесс, регулируемый нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Поэтому учредителями юридических лиц могут быть физические и юридические лица, а также публично-правовые образования как самостоятельные участники отношений, регулируемых нормами гражданского права России (пункт 1 статьи 2, статья 124 ГК РФ).

При этом из анализа статьи 125 ГК РФ следует, что от имени публично-правовых образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Поэтому участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях является способом реализации правоспособности публично-правовых образований.

Таким образом, учредителями учреждений, в том числе образовательных, могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих органов.

В законопроекте также предлагается установить правила о правовом статусе лиц, которые желают приобрести права и обязанности учредителя созданного учреждения.

Разработчики законопроекта ушли от предлагаемой конструкции "соучредительства" по следующим причинам.

Приставка "со", используемая в слове "соучредительство", с точки зрения грамматики, означает совместность действия. Учредителями организации следует считать только тех субъектов, которые создали юридическое лицо, то есть приняли решение о создании организации и выполнили все необходимые для этого законодательные условия. Статус учредителя имеет временную границу, которая представлена фактом государственной регистрации организации.

Поэтому термин "соучредитель" должен использоваться для обозначения субъектов, которые совместно создают юридическое лицо, что исключает его использование для лиц, воля которых направлена на приобретение статуса учредителя уже созданного юридического лица, не основанного на участии (членстве).

В законопроекте предлагается использовать конструкцию "лица, приобретающего права и обязанности учредителя".

Субъект, желая приобрести права и обязанности учреждения, должен наделить учреждение своим имуществом, предав его организации на праве оперативного управления. Вместе с тем воля такого лица должна быть согласована с волей первичного учредителя. В противном случае может быть нарушен принцип юридического равенства участников гражданских правоотношений и принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статья 1 ГК РФ).

Интересы сторон могут быть согласованы в договоре, заключаемом между учредителем учреждения, и лицом, приобретающем права и обязанности учредителя учреждения.

В таком договоре стороны определяют условия и порядок передачи учреждению своего имущества, права и обязанности учредителя (учредителей) и такого лица, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Передача имущества осуществляется по акту приема-передачи. Лицо (лица), передавшее имущество, приобретает права и обязанности учредителя (учредителей) созданного учреждения с момента государственной регистрации изменений в устав учреждения в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статьей 2 законопроекта вносятся соответствующие изменения и дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях", которые основаны на указанной теоретической базе.

В законопроекте также содержится правило о том, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, в том числе денежными средствами, полученными учреждением в результате осуществления деятельности, приносящей доход (статья 298 ГК РФ). При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.


Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также некоторые иные законодательные акты в части совершенствования управления образованием"

1. В часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) внести изменения и дополнения.

2. В Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849) внести изменения.

3. В Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2002, № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517; № 30, ст. 3029; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892) внести изменения и дополнения.

4. В Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1922; 1999, № 16, ст. 1929; 2003, № 9, 805) внести изменения и дополнения.



Ваше мнение о законопроекте

 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin