Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК
Пояснительная записка
Заключение профильного комитета
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части усиления гарантий реализации прав потребителей в связи с принятием законов, направленных на снятие административных барьеров в экономике и защиту малого бизнеса)

№ 388132-3, вносится Правительством Российской Федерации

(внесен 05.11.2003, принят (одобрен) ГД 26.11.2004)

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 62.87; 2002, № 1, часть I, ст. 2) следующие изменения и дополнения:

1. В преамбуле:
абзац девятый после слов "без несоразмерных" дополнить словами "расходов или";
дополнить преамбулу абзацами следующего содержания:
"уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, ответственная перед потребителем за ненадлежащее качество товара (далее – уполномоченная организация), – организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным, или выполняющая соответствующие функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей по поводу качества товара;
импортер – организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществившие ввоз на территорию Российской Федерации товаров, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для их последующей реализации и ответственные перед потребителем за ненадлежащее качество импортного товара в случае отсутствия на территории Российской Федерации уполномоченной иностранным изготовителем организации.".

2. В статье 5:
в пункте 1 слова ", возникшие по его вине" заменить словами "на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона";
в пункте 6:
слова "изготовитель (исполнитель, продавец)" заменить словами "изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация (или импортер)";
дополнить пункт абзацами следующего содержания:
"Изготовитель вправе принять на себя обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять на себя обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.";
дополнить статью пунктом 8 следующего содержания:
"8. К ответственности изготовителя или продавца за недостатки, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, применяются правила абзаца второго пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства – правила пункта 5 статьи 19 настоящего Закона.".

3. В пункте 2 статьи 10:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении пищевых продуктов – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых продуктов пищевых добавок, биологически активных добавок, продовольственного сырья, полученного из генетических модифицированных источников), о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения пищевых продуктов, о способах изготовления готовых блюд, о весе (объеме), дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов, а также о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний.
Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или импортера);";

4. В названии статьи 12 слова ", об изготовителе (исполнителе, продавце)" исключить.

5. В статье 13:
в названии и по тексту статьи слова "продавца (изготовителя, исполнителя)" в соответствующем падеже заменить словами "изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или импортера)" в соответствующем падеже;
пункт 5 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Уменьшение размера неустойки (пеней) может быть произведено судом по заявлению изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или импортера), допустившего нарушения прав потребителя, если изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или импортер) докажет, что неустойка (пени) явно несоразмерна последствиям нарушения.".

6. В абзаце первом статьи 15 слова "или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним," заменить словами ", уполномоченной организацией или импортером".

7. Пункт 2 статьи 17 признать утратившим силу.

8. В статье 18:
в абзаце восьмом пункта 1 слова "в абзацах четвертом и пятом" заменить словами "в абзацах четвертом, пятом и шестом";
в пункте 2 слова "организации, выполняющие функции продавца на основании договора с ним." заменить словами "уполномоченной организации.";
в абзаце первом пункта 3 слова "или организации, выполняющие функции изготовителя на основании договора с ним." заменить словами ", уполномоченной организации или импортеру.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. В случае обнаружения в товаре недостатков, которые являются неустранимыми, потребитель вправе по своему выбору потребовать от продавца или уполномоченной организации замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены или расторжения договора, а от изготовителя, уполномоченной организации или импортера – замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возврата уплаченной за него суммы.";
в абзацах втором, третьем и четвертом пункта 5 и в пункте 6 слова "или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация" в соответствующем падеже заменить словами ", уполномоченная организация или импортер" в соответствующем падеже;
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов при расторжении договора, а также для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или импортером) за его счет. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или импортера) в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.".

9. В статье 19:
абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или импортеру) требования о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации или импортеру) иные требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона, или вернуть товар изготовителю (уполномоченной организации или импортеру) в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона и потребовать возврата уплаченной суммы.".

10. В статье 20:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Если срок устранения недостатков, обнаруженных в товаре, не определен соглашением сторон в письменной форме, они должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или импортером) незамедлительно.";
в пункте 2 слова "(продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним," заменить словами ", продавец или уполномоченная организация".

11. В статье 21:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или импортер) обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или импортером) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, то замена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.
Если для замены товара требуется более семи дней, то по требованию потребителя продавец (изготовитель или уполномоченная организация) обязан в течение трех дней со дня предъявления требования о замене безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона."; абзац второй пункта 2 после слова "потребителю" дополнить словами ", если иное не предусмотрено договором".

12. Статью 22 изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возврате уплаченной за товар суммы и возмещении других убытков, причиненных потребителю в результате расторжения договора купли – продажи или возврата товара ненадлежащего качества изготовителю (уполномоченной организации или импортеру), подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.".

13. В пункте 1 статьи 23:
в абзаце первом слова "(изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним," заменить словами "(изготовитель, уполномоченная организация или импортер)";
в абзаце втором слова "(изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним," заменить словами "(изготовителем, уполномоченной организацией или импортером)".

14. В статье 25:
абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за товар суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.
По соглашению потребителя и продавца обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. О поступлении товара в продажу продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.".

15. Статью 26 изложить в следующей редакции:

"Статья 26. Правила продажи товаров

Правила продажи товаров, включая особенности продажи отдельных их видов, утверждаются Правительством Российской Федерации.".

16. Дополнить главу II Закона статьей 26.1 следующего содержания:

"Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товаров

1. Продажа товара может быть осуществлена по договору, заключенному на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотографиях, по радио, телевидению или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора (дистанционный способ продажи товаров).
2. Потребителю до заключения договора должны быть предоставлены информация, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, сведения о порядке и цене доставки товара, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора и его цене.
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона.
4. Потребитель вправе отказаться от товара до его передачи потребителю, а после передачи товара – в течение десяти дней.
Потребитель не вправе отказаться от товара, который изготовлен по его заказу в целях исключительно индивидуального пользования, а также от товаров, не подлежащих возврату, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить потребителю средства, уплаченные потребителем по договору, за исключением расходов, понесенных продавцом по доставке от потребителя возвращенного товара, не позднее десяти дней со дня предъявления потребителем требования о расторжении договора.
5. Перечень товаров, не подлежащих продаже дистанционным способом, утверждается Правительством Российской Федерации.".

17. В пункте 3 статьи 28 и в пункте 2 статьи 29 слова "пунктом 3" заменить словами "пунктами 3, 4 и 5".

18. В пункте 1 статьи 31 слова "о возмещении убытков" заменить словами "о возврате уплаченной за работу (услугу) суммы и возмещении других убытков".

19. В статье 37:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, установленные договором с исполнителем, если иное не предусмотрено законом."
в абзаце втором слова "(оказанную услугу)", "(услуга)" исключить.

20. Абзацы второй, третий, четвертый и пятый пункта 1 статьи 40 изложить в следующей редакции:
"Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) и их должностные лица имеют право:
проводить мероприятия по контролю, связанные с проверками соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами) обязательных требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (за исключением обязательных требований к товарам (работам, услугам);
выдавать в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены, но не установлены сроки годности, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
направлять в лицензирующие органы материалы о нарушении прав потребителей для решения вопроса о приостановлении действия лицензии;
направлять в правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав потребителей.".

Статья 2.

Внести в частью вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410) следующие изменения и дополнения:

1. В пункте 1 статьи 497 слова "(его описанием, каталогом товаров и т.п.)" исключить.

2. В статье 503:
абзац шестой пункта 1 исключить;
дополнить статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Если товар является технически сложным или дорогостоящим, покупатель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475)."

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК

Статьи в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Статья 497. Продажа товаров по образцам

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом.

2. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица.

3. Покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.

Статья 497. Продажа товаров по образцам

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом.

2. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица.

3. Покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

3. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

3. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

4. Если товар является технически сложным или дорогостоящим, покупатель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).




Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнении в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", в части усиления ответственности за нарушения прав потребителей, разработан во исполнение Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2001 г. № 910-р с целью обеспечения баланса между интересами потребителей и предпринимателей.

Необходимость подготовки законопроекта вызвана разработкой и принятием пакета законов, направленных на снятие административных барьеров в экономике и защиту малого бизнеса.

Признавая необходимость устранения административных барьеров доступа на рынок, упорядочения государственного контроля и надзора предпринимательской деятельности и закрепляя это в законодательстве, необходимо не допустить снижения государственных гарантий защиты прав потребителей, обеспечить разумный баланс между интересами потребителей и предпринимателей и усилить ответственность за нарушения прав потребителей.

Предметом законопроекта является внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон) и в Гражданский кодекс Российской Федерации.

В основной части изменения и дополнения, вносимые в Закон, направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей, предоставленных действующим Законом. Новацией данного Проекта является установление ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей – импортеров за ненадлежащее качество импортных товаров, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в случае, если на территории Российской Федерации отсутствует организация, уполномоченная на принятие и удовлетворение требований потребителей по поводу качества товара, созданная иностранным изготовителем, или выполняющая соответствующие функции на основании договора с иностранным изготовителем (пункты 1–3, 5, 8–13 статьи 1 законопроекта). Необходимость установления ответственности импортера вызвана тем, что в настоящее время уполномоченные иностранным изготовителем организации, ответственные перед потребителем за ненадлежащее качество товара на территории Российской Федерации, как правило, отсутствуют. В связи с тем, что на иностранного изготовителя, не осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, действие законодательства Российской Федерации не распространяется, потребитель лишен возможности в отношении иностранного изготовителя реализовать права, предоставленные законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, в Проект включены положения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным способом, то есть в случаях, когда потребитель заключает договоры на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях, по радио, по телевидению, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. Проектом установлены дополнительные гарантии соблюдения прав потребителей при осуществлении таких продаж – право потребителя на отказ от товара до его передачи потребителю, а также после его передачи – в течение десяти дней, специальные требования к информации о товаре и способу ее предоставления и др. (пункт 16 статьи 1 законопроекта). Включенные в Проект положения, касающиеся дистанционного способа продаж, корреспондируется с нормами действующего европейского законодательства.

Проектом предоставляется также право продавцам и изготовителям устанавливать дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (пункт 2 статьи 1 законопроекта). При этом содержание дополнительного обязательства, срок его действия, порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству, согласно Проекту, определяется продавцом в договоре с потребителем, изготовителем – самостоятельно, что будет способствовать в рамках развития конкуренции и борьбы за потребителя взятию ими на себя таких обязательств. Помимо этого проект закрепляет дополнительные требования к информации о генетически модифицированных продуктах (пункт 3 статьи 1 законопроекта), устанавливает сроки предоставления во временное пользование аналогичного товара на время замены некачественного товара (пункт 11 статьи 1 законопроекта), сроки удовлетворения требований потребителя в случаях возврата качественного товара, а также сроки возврата денежных средств, уплаченных за товар, при расторжении потребителем договора в случае возврата некачественного товара (пункта 14 статьи 1 законопроекта), не предусмотренные в действующей редакции Закона.

В целях обеспечения разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей, проектом ограничивается право потребителей на расторжение договора при выявлении в технически сложном или дорогостоящем товаре недостатков (пункт 8 статьи 1 законопроекта). Если согласно действующему Закону потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи при выявлении любого недостатка в указанном товаре, то в соответствии с Проектом – только при выявлении существенного недостатка. Введение такого ограничения вызвано тем, что убытки, которые несут продавцы (изготовители) технически сложных и дорогостоящих товаров при расторжении договора потребителем несоразмерны, последствиям допущенных ими нарушений качества.

В проект включен ряд изменений и дополнений, приводящих отдельные положения Закона в соответствие с частью II Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац пятый пункта 1, пункт 19 статьи I законопроекта), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 законопроекта), а также устраняющих неоднозначные формулировки положений Закона, приводящие к неправильному их применению на практике (пункт 5, абзац 6 пункта 8, пункты 11, 12, абзац 2 и 3 пункта 14, пункты 15, 17–18 статьи 1 законопроекта).

Реализация пунктов 8 (в части изменений, вносимых в абзац восьмой пункта 1 статьи 18 Закона) и 16 законопроекта требует внесения изменений в часть II Гражданского кодекса Российской Федерации. Проектом вносятся изменения в статью 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, уточняющие понятие "продажи товаров по образцам", путем исключения из него таких способов ознакомления покупателя с товаром, как ознакомление с описанием, каталогом и т.п. способов (пункт 1 статьи 2 законопроекта). Данное уточнение вносится в. целях разграничения положений части II Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих продажу товаров по образцам, и положений Проекта, регулирующих дистанционный способ продаж. Внесение положений, регулирующих отношения по продаже товаров дистанционными способами, в параграф 2 "Розничная купля-продажа" главы 30 части II Гражданского кодекса Российской Федерации представляется не целесообразным. Действие данного параграфа распространяется как на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и на граждан, приобретающих товары исключительно для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В основном же такой способ продаж применяется в отношении потребителей-граждан, и именно в отношении этих потребителей, являющихся наиболее слабым субъектом на товарном рынке, необходимо установление дополнительных гарантий соблюдения их прав.

Изменения в статью 503 части II Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Законопроекта) вносятся в целях обеспечения баланса интересов потребителей товаров, с одной стороны и продавцов товаров, с другой, и обеспечения практической реализации принципа разумности в гражданско-правовых отношениях.

На практике требование потребителя о расторжении договора купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными, как правило, несоразмерно нарушению права потребителя на качество товара. При наличии в товаре недостатков, не являющихся существенными, продавцы товаров в результате удовлетворения указанного требования потребителя несут значительные убытки. В связи с этим, предоставление потребителю права на расторжение договора купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными, не соответствует последствиям нарушенного обязательства.


Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по проекту федерального закона № 388132-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации

Названным законопроектом предполагается внести изменения в отдельные положения Закона РФ "О защите прав потребителей" в части усиления ответственности юридических лиц и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц перед потребителем за ненадлежащее качество товаров импортного производства, введение в указанный закон новых положений регулирующих продажу товаров по образцам, а также внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ.

В пояснительной записке к законопроекту обращается внимание, что законопроект подготовлен в целях необходимости устранения административных барьеров для доступа на рынок, упорядочения государственного контроля и надзора предпринимательской деятельности без снижения государственных гарантий защиты прав потребителей и обеспечения разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей.

Разделяя необходимость достижения поставленных целей, полагаем необходимым сообщить следующее.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который вступает в силу 15 июня 2004 года, импортером может быть любое российское либо иностранное лицо, осуществляющее ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Законопроектом предполагается установить в Законе РФ "О защите прав потребителей" понятие "импортер" ("организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществившие ввоз на территорию Российской Федерации ..."), содержание которого вступает в явное противоречие с вышеназванным специальным федеральным законом о внешнеторговой деятельности. Одновременно, из представленной редакции понятия "импортер" не ясно, будет ли являться такой импортер "ответственным перед потребителем за ненадлежащее качество импортного товара" в случае наличия на территории Российской Федерации "уполномоченной иностранным изготовителем организации".

По мнению Комитета предлагаемые законопроектом изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации недостаточно обоснованы.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в целях разграничения положений Гражданского кодекса РФ (пункт 1 статьи 497) регулирующих продажу товаров по образцам, и положений законопроекта, регулирующих дистанционный способ продажи (пункт 16 законопроекта), предлагается исключить такие способы ознакомления покупателя с товаром, как ознакомление с описанием, каталогом и т.п. При этом не учитывается, что в данном случае никакого "разграничения" не происходит, поскольку согласно пункту 3 статьи 469 Гражданского кодекса РФ описание товара используется в названном Кодексе для характеристики качества товара.

Одновременно в пояснительной записке к законопроекту указывается на необходимость оптимизации (уменьшения) существенных убытков продавцов в случаях расторжения договоров купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными. При этом не учитывается, что предполагаемые изменения положений статьи 503 Гражданского кодека РФ ограничат право покупателя в возможности отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи с продавцом, реализующим товар ненадлежащего качества и приобрести аналогичный (технически сложный) товар соответствующего качества у другого продавца.

Одновременно указанные изменения редакции статьи 503 Гражданского кодекса РФ могут отрицательно сказаться на мотивации продавцов, стремящихся к минимизации претензий покупателей к качеству их товара.

С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 388132-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом необходимости его существенной доработки при подготовке ко второму чтению.

Председатель Комитета П.В. Крашенинников


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 388132-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации

Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

С юридико-технической точки зрения представляется целесообразным объединить в отдельный пункт положения, касающиеся принятия изготовителем и продавцом дополнительных обязательств (абзацы 6, 7, 10, 11 пункта 2 статьи 1 проекта), так как они идентичны. Кроме того, обращает внимание разный подход к определению содержания дополнительного обязательства, срока его действия и порядка осуществления потребителем прав по такому обязательству изготовителем и продавцом. Изготовителем они определяются самостоятельно, а продавцом в договоре с потребителем.

В связи с изменениями в пункты 1 и 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее – Закон) (пункт 10 статьи 1 проекта) наименование указанной статьи Закона следует привести в соответствие с ее содержанием. Аналогичное замечание относится и к пункту 13 статьи 1 проекта.

В редакционной доработке нуждается положение предлагаемой новой редакции статьи 22 Закона (пункт 12 статьи 1 проекта), имея при этом ввиду, что возвращаемая продавцом потребителю денежная сумма при расторжении договора купли-продажи не является убытками (см. пункт 4 статьи 453 ГК РФ).

Предлагаемые изменения в статью 25 Закона (пункт 14 статьи 1 проекта), касающиеся обмена непродовольственного товара надлежащего качества, требуют приведения в соответствие с положениями статьи 502 ГК РФ, в которой несколько по иному решаются вопросы обмена товара (см., например, основания для обмена товара), а также статьи 493 ГК РФ, в которой говорится о документе, подтверждающем оплату товара, а не о документе, подтверждающем факт и условия покупки товара.

В связи с предлагаемой новой редакцией статьи 26 Закона (пункт 15 статьи 1 проекта) обращаем внимание на то, что в соответствии с действующей редакцией указанной статьи Закона Правительство Российской Федерации на основании статьи 426 ГК РФ утверждает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи (Правила продажи по образцам, Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит и др.). Предложенная редакция исключает возможность утверждения Правительством Российской Федерации таких правил, что лишает возможности детализировать и конкретизировать отношения продавца и потребителя и тем самым значительно снижает уровень защиты последнего.

В доработке нуждается положение проекта, регламентирующее вопросы отказа потребителя от товара при дистанционном способе продажи товаров, который изготовлен по его заказу (абзац 2 пункта 4 предлагаемой статьи 26.1 Закона). При этом следует иметь в виду, что согласно статье 703 ГК РФ изготовление вещи является предметом договора подряда, а в соответствии с пунктом 2 статьи 731 ГК РФ заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны.

В законопроекте (абзацы 6, 9 пункта 8, пункт 12 статьи 1 проекта и др.) говорится о таком требовании потребителя, как "расторжение договора купли- продажи". Однако следует иметь в виду, что в соответствии с положениями статьи 503 ГК РФ одним из требований потребителя является отказ от исполнения договора розничной купли-продажи, а не расторжение договора купли-продажи. В этой связи полагаем целесообразным в рамках представленного законопроекта уточнить требования потребителя, внеся соответствующие изменения и в действующие положения Закона (см., например, абзац 6 пункта 1 статьи 18 Закона).

Полагаем, что компетенция федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), изложенная в проекте (пункт 20 статьи 1) нуждается в уточнении. Так, например, полагаем, что положения проектируемого абзаца 3 пункта 1 статьи 40 Закона, посвященного мероприятиям по контролю этого органа, не в полной мере согласуются с абзацем 1 пункта 1 действующей редакции этой статьи в связи с разным обозначением такого контроля.

Кроме того, полагаем необходимым в новой редакции абзацев 2 и 3 этой статьи уточнить сферу защиты прав потребителей, по которым антимонопольным органом могут проводиться проверки и выдаваться предписания, поскольку метод исключения отдельных видов контроля из его полномочий или частичного указания только некоторых функций в сфере защиты прав потребителей, примененный в данном случае, не дает полного представления о полномочиях данного органа в указанной сфере. Аналогичное замечание относится также и к другим действующим положениям этой статьи (например, пунктам 2, 4 и 5 статьи 40 Закона).

С другой стороны, из вышеуказанных положений проекта неясно, в каких формах (видах), сроки и порядке осуществляются соответствующие проверки и выдаются предписания, так как проектом эти вопросы не рассматриваются в отличие от Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", которым они подробно регулируются (статьи 7-10 и др.). Между тем, решение в данном проекте вопросов, связанных с проверками, в том числе определение прав и обязанностей соответствующих контролирующих органов и проверяемых лиц представляется особенно важным в целях защиты прав предпринимателей, на что, по-видимому, и направлен данный проект. В этой связи соответствующее регулирование целесообразно осуществить непосредственно в данном проекте либо путем возможной отсылки на вышеуказанный Федеральный закон.

Следует также отметить, что в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" непосредственно не указано полномочие федерального антимонопольного органа направлять в лицензирующие органы материалы о нарушении прав потребителей для решения вопроса о приостановлении действия лицензии (см. новую редакцию абзаца 5 пункта 1 статьи 40 Закона) и соответствующая этому обязанность лицензирующих органов рассматривать такие материалы. При этом следует иметь ввиду, что порядок осуществления деятельности лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, последний проектируемый абзац пункта 1 статьи 40 Закона, касающийся полномочий федерального антимонопольного органа по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав потребителей, нуждается в исключении, поскольку в нем фактически речь идет о подведомственности рассмотрения таких дел этому органу. Однако согласно статьям 1.1 и 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) именно в этом Кодексе определяется подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти. Так, в частности, статьей 23.48 КоАП РФ установлена компетенция федерального антимонопольного органа и его территориальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях предусмотренных, например, статьями 14.3, 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9 КоАП РФ.

В тоже время следует обеспечить согласованность между проектируемыми положениями, т.к. во многих положениях Закона заменяются слова "продавца (изготовителя, исполнителя)", например, на словосочетание – "изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или импортера)" (см., пункты 3 и 5 статьи 1 проекта), тогда как далее в проекте (пункт 20 этой же статьи) используется прежнее словосочетание. Аналогичное замечание можно отнести и к другим статьям этого Закона, в которые не вносятся соответствующие изменения (см., например, статью 42 Закона).

В целом же обращаем внимание на необходимость обеспечить согласованность положений вышеупомянутых Законов и Федерального закона "О техническом регулировании" между собой по вопросам контроля, в том числе терминологии, сферам контроля, перечню органов контроля, количеству и видам мер, принимаемых по результатам контроля и др.

Проект требует редакционной, а также юридико-технической доработки с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных к использованию Советом Государственной Думы (выписка из протокола № 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года, пункт 36).

Замечания по юридико-техническому оформлению законопроекта.

В наименовании законопроекта слова "и дополнений" исключить.

По статье 1:

1. По абзацу первому:
номер Закона пишется с римской цифрой на конце – № 2300-I;
слова "часть I," и слова "и дополнения" исключить;
абзац следует расположить так:

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации ...

2. Все пункты в статье должны обозначаться арабскими цифрами с круглой скобкой и начинаться со строчной буквы. Каждый пункт должен заканчиваться точкой с запятой, а не точкой.

3. В пункте 2:
в абзаце пятом слово "пункт" исключить;
в абзаце двенадцатом слово "статью" исключить.

4. В пункте 3:
абзац четвертый необходимо "подтянуть" к абзацу третьему (абзац второй данного пункта говорит о новой редакции абзаца третьего пункта 2 статьи 10, а возникают два абзаца – третий и четвертый, что повлечет за собой другую формулировку пункта 3 данного законопроекта и пересчет последующих абзацев пункта 2 статьи 10);
в пункте 3 имеется два одинаковых абзаца – пятый и шестой.

5. В пункте 4 слово "названии" заменить словом "наименовании".

6. Пункт 5 изложить следующим образом:
5) в статье 13:
в наименовании, в пунктах 1 и 3 слова "продавец (изготовитель, исполнитель)" в соответствующем падеже заменить словами "изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или импортер)" в соответствующем падеже;
в пункте 4 слова "Продавец (изготовитель, исполнитель)" заменить словами "Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или импортер)";
в пункте 5:
слова "продавцом (изготовителем, исполнителем)" заменить словами "изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или импортером)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Уменьшение размера ... (далее по тексту абзаца) ... нарушения.";

7. В пункте 6 слова "абзаце первом" заменить словами "части первой".

8. В пункте 8:
в абзаце третьем:
слово "выполняющие" заменить словом "выполняющей";
точки перед закрывающими кавычками в обоих случаях снять;
в абзаце четвертом:
слово "выполняющие" заменить словом "выполняющей";
точки перед закрывающими кавычками в обоих случаях снять.

9. В абзаце седьмом (последнем) пункта 11 слова "после слова "потребителю" исключить.

10. В абзаце втором пункта 13 после слов "договора с ним" запятую необходимо снять.

11. Абзацы первый и второй пункта 16 необходимо изложить следующим образом:
16) главу II дополнить статьей 261 следующего содержания:
"Статья 261. Дистанционный способ продажи товаров

12. В пункте 19:
в абзаце втором слова "абзац первый" заменить словами "часть первую";
в конце абзаца третьего поставить точку с запятой;
абзац четвертый изложить следующим образом:
в части второй слова "(оказанную услугу)" и "(услуга)" исключить;

13. Абзацы пятый – седьмой пункта 20 следует изложить так:
направлять в лицензирующие органы материалы о нарушении прав потребителей для решения вопроса о приостановлении действия лицензии;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"направлять в правоохранительные органы ... (далее по тексту абзаца) ... потребителей;
рассматривать дела ... (далее по тексту абзаца) ... потребителей.".

По статье 2.

Статью изложить следующим образом:

Статья 2

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 497 слова "(его описанием, каталогом товаров и т.п.)" исключить;
2) в статье 503:
абзац шестой пункта 1 признать утратившим силу;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Если товар ... (далее по тексту абзаца) ... статьи 475).".

По статье 3.

Статью расположить следующим образом:

Статья 3

Настоящий Федеральный ... (далее по тексту).

Начальник Управления Г.П. Ивлиев



Ваше мнение о законопроекте

Замечания к принятому закону.2005-02-25 18:47:57
Все доводы думских комитетов гаснут, после одного вопроса: - Если сгорел у телевизора предхранитель, то потребитель может его вернуть? А если гарантия три года?
Ответ да.
На мой взгляд это абсурд. Ни чего эти изменения нового не принесли. По прежнему будет процветать категория лиц злоупотребляющих законом, с целью наживы.
Под красивым предлогом защиты прав, душится отечественная промышленность. На дорогостоящие товары наценка достигает 30 %.
Кто пытается торговать при меньших наценках либо обречены на банкротство, либо вынеждены каждый год менять фирму с целью избежать потребитьского произвола.
О каком цивилизованном рынке - думают законоворцы и чьи интересы они защищают - остается догадываться. От такого закона не выигрывает ни потребитель, ни производитель.
Пальчевский В.А.
 
замечания к закону2005-01-31 05:52:22
внесение в закон термина экспортёр ничего не решают, так как он растворится после реализации партии товара, и опять будет во всём виноват продавец.Список техническисложных товаров безнадёжно устарел. Хотите узнать советы практика,которые позволят довести закон до идеального,готов встретится и поделится. Жданов Андрей Алексеевич г. Волоколамск т.8-236 4-30-16
2-24-49
Жданов А.А.
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin