Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК
Пояснительная записка
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части введения запрета на осуществление реорганизации юридического лица при наличии задолженности перед бюджетом любого уровня и лицами, работающими по трудовому договору)

№ 350570-3, вносится Калининградской областной Думой

(внесен 15.07.2003, отклонен ГД 01.10.2004)

Статья 1.

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) следующие изменения и дополнение.

1. Статью 57 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации дополнить пунктом 2 следующего содержания:

"2. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена только при отсутствии у данного юридического лица задолженностей перед бюджетами всех уровней и по оплате труда перед лицами, работающими по трудовому договору".

2. Пункты 2, 3, 4 статьи 57 части первой Гражданского кодекса считать соответственно пунктами 3, 4, 5.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК

Статья в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена только при отсутствии у данного юридического лица задолженностей перед бюджетами всех уровней и по оплате труда перед лицами, работающими по трудовому договору.

2. 3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. 4. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. 5. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.




Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация при которой организации уходят от уплаты имеющихся у них долговых обязательств перед бюджетами всех уровней и по оплате труда перед лицами, работающими по трудовому договору, путем проведения реорганизации – разделения, выделения организации. При этом все активы остаются у одной организации, а долговые обязанности передаются другой, не имеющей реальных возможностей их возврата. В связи с изложенным, бюджеты всех уровней несут колоссальные потери.

Проект Федерального закона вводит в Гражданский кодекс Российской Федерации положение, согласно которому реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена только при отсутствии у данного юридического лица задолженностей перед бюджетами всех уровней и по оплате труда перед лицами, работающими по трудовому договору.

Введение данной нормы позволит прекратить сложившуюся негативную практику и увеличит поступления в бюджеты всех уровней.


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 350570-3 "О внесении изменений и дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенному Калининградской областной Думой

Изучив представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Законопроектом предлагается дополнить статью 57 Гражданского кодекса РФ новым пунктом 2, который запрещает любую реорганизацию юридического лица при наличии у него задолженности перед бюджетами всех уровней, а также по оплате труда перед лицами, работающими по трудовому договору. По концепции законопроекта имеются следующие возражения.

Реорганизация юридического лица – это прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, которые остаются ответственным по обязательствам реорганизованного юридического лица. Согласно подпунктам "а" и "д" пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляется передаточный акт или разделительный баланс, а в заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подтверждается, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, а также о том, что все кредиторы реорганизуемого юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

В том случае, если передаточный акт или разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (пункт 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ). Согласно статье 323 Гражданского кодекса РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Таким образом, на основании перечисленных положений Кодекса кредиторы реорганизованного юридического лица могут предъявить свои требования к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу, к которому перешли активы.

Кроме того, задолженность, о которой говорится в законопроекте, имеет место в процессе хозяйственной деятельности любого юридического лица, поскольку соответствующие отношения носят длящийся характер (что, однако, не означает, что юридическое лицо не может или не желает такую задолженность погасить). В этой связи запрет на реорганизацию юридического лица фактически может привести к тому, что подобная реорганизация никогда не будет возможна.

В связи с изложенным представляется, что предлагаемое законопроектом введение запрета на реорганизацию юридических лиц является необоснованным ограничением их правоспособности.

Заместитель начальника управления Н.Д. Шевченко



Ваше мнение о законопроекте

Ryne2007-04-17 08:07:36
http://f6486bfb1c9c66c69137c01f0ff1ae51-t.ghoiou0.info f6486bfb1c9c66c69137c01f0ff1ae51 [url]http://f6486bfb1c9c66c69137c01f0ff1ae51-b1.ghoiou0.info[/url] [url=http://f6486bfb1c9c66c69137c01f0ff1ae51-b2.ghoiou0.info]f6486bfb1c9c66c69137c01f0ff1ae51[/url] [u]http://f6486bfb1c9c66c69137c01f0ff1ae51-b3.ghoiou0.info[/u] 196c3da0ce3e9a23267e7eab02ad2b11
Korey
 
запрет на реорганизацию2006-10-17 14:49:43
Считаю внесение такого запрета в ГК РФ просто необходимым. Более того, я бы дополнил его указанием на иных кредиторов и как следствие внёс бы изменения в закон о государственной регистрации и обязал предоставлять письменные доказательства уведомления каждого кредитора, их ответы и те соглашения которые достигнуты в результате переговоров о порядке исполнения обязательств после реорганизации. Так же в настоящий момент, как и ранее не исполняется ст. 23 НК РФ. Реорганизуемые предприятия не извещают свои налоговые инспекции а регистрирующие налоговые инспекции не запрашивают своих коллег по месту нахождения реорганизуемых. Это приводит к тому, что собрав несколько предприятий из разных регионов можно спокойно зарегистрировать реорганизацию в одном из регионов, где у предприятия нет долгов и попросту "кинуть" всех кредиторов. Права кредитора при организации должны быть действительно защтщены. На сегодняшний день - это просто фикция. Считаю, что рассматриваемый закон очень нужен, но даже его уже мало. Нужно ещё жёстче.
Вдовиченко Евгений (юрисконсульт кредитора)
 
запрет на реорганизацию2005-01-19 15:43:12
в калининградской думе засела банда дукановцев
antitax
 
2004-08-26 12:52:10
По-моему излишне.
Гоша
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin