Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК
Пояснительная записка
Официальный отзыв Правительства
Заключение профильного комитета
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Экспертные заключения
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу о месте нахождения юридического лица)

№ 310572-3, вносится депутатом Государственной Думы Г.В. Гудковым

(внесен 25.03.2003, отклонен ГД 14.05.2004)

Статья 1.

Исключить из п. 2 статьи 52 ГК РФ слова "место его нахождения".

Статья 2.

Исключить из п. 3 статьи 54 ГК РФ слова "и место его нахождения".

Статья 3.

В статью 52 ГК РФ, в п. 3 добавить слова:
"Cведения об изменении места нахождения юридического лица в течение 72 часов с момента его изменения направляются в регистрирующий орган в уведомительном порядке. Отсутствие уведомления в установленные сроки о месте нахождения юридического лица является основанием для его ликвидации (отмены регистрации) в установленном законом порядке.".

Статья 4.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Таблица предлагаемых изменений в действующий ГК

Статьи в действующем законе Предлагаемые изменения (выделены красным)

Статья 52. Учредительные документы юридического лица

...

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Статья 52. Учредительные документы юридического лица

...

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Cведения об изменении места нахождения юридического лица в течение 72 часов с момента его изменения направляются в регистрирующий орган в уведомительном порядке. Отсутствие уведомления в установленные сроки о месте нахождения юридического лица является основанием для его ликвидации (отмены регистрации) в установленном законом порядке.

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица

...

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

...

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица

...

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

...




Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"

В настоящее время согласно статьям 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения о месте нахождения юридических лиц содержатся в учредительных документах. При каждой смене места нахождения (аренде нового помещения) юридическое лицо должно внести изменения в свои учредительные документы. Эта процедура требует сбора большого количества документов (от 8 до 12), уплаты государственной пошлины и стоит в г. Москве у регистрирующих фирм около 9500 рублей.

В целях упрощения и значительного удешевления для предпринимателей процедуры внесения изменений в сведения о предприятиях, включаемых в запись Единого государственного реестра юридических лиц, предлагается:
1. Исключить сведения о месте нахождения фирмы из обязательной информации, включаемой в учредительные документы.
2. Подавать сведения о месте нахождения фирмы при регистрации отдельным документом.
3. При изменении места нахождения фирмы – предложить уведомительный порядок информирования регистрирующего органа. То есть, предлагается внести изменения в статьи 52 ГК РФ и 54 ГК РФ, которые упрощают и удешевляют процедуру внесения изменений в сведения о предприятиях.


Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 310572-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.

Проектом федерального закона предполагается исключить сведения о месте нахождения юридического лица из обязательной информации, включаемой в учредительные документы, а также установить уведомительный порядок информирования регистрирующих органов при изменении места нахождения юридического лица.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Вместе с тем, юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действующими с учетом этих изменений.

Пункт 3 статьи 54 ГК РФ также устанавливает, что наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Таким образом, ГК РФ признает место нахождения юридического лица одним из основных сведений о юридическом лице, необходимом для осуществления его деятельности, в том числе и для осуществления отношений с третьими лицами.

Место нахождения юридического лица является также основным критерием для государственной регистрации юридического лица, а также его постановки на учет в налоговом органе, которые осуществляются налоговыми (регистрирующими) органами в соответствии с местом нахождения юридического лица. Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения направлены на ослабление государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности и могут спровоцировать ряд руководителей юридических лиц на использование этих изменений в корыстных интересах для сокрытия следов совершенных противоправных действий.

На основании вышеизложенного место нахождения юридического лица является необходимым условием для осуществления юридическим лицом своей деятельности, а также для осуществления контролирующими и правоохранительными органами функций, возложенных на них нормативными правовыми актами Российской Федерации, и, следовательно, должно быть отражено в основных документах юридического лица, которыми в соответствии с ГК РФ признаются учредительные документы юридического лица.

Статья 3 проекта федерального закона предполагает дополнить пункт 3 статьи 52 ГК РФ, установив, что "сведения об изменении места нахождения юридического лица в течение 72 часов с момента его изменения направляются в регистрирующий орган в уведомительном порядке. Отсутствие уведомления в установленные сроки о месте нахождения юридического лица является основанием для его ликвидации (отмены регистрации) в установленном законом порядке". Предлагаемые дополнения не соответствуют положениям статьи 61 ГК РФ, определяющей случаи ликвидации юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Б. Алешин


Заключение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы по проекту федерального закона № 310572-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Рассматриваемым проектом федерального закона (далее – законопроект), путем внесения изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагается из названного Кодекса исключить условие об обязательности указания в учредительных документах сведений о месте нахождения юридического лица и соответственно определить порядок информирования органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, о месте нахождения юридического лица. При этом в обоснование концепции законопроекта и необходимости его принятия в пояснительной записке к нему указывается на усложненную действующую процедуру изменения места нахождения юридического лица, которая, как следует из названной пояснительной записки, требует, в связи с необходимостью внесения изменений в учредительные документы, "сбора большого количества документов (от 8 до 12), уплаты государственной пошлины и стоит в городе Москве у регистрирующих фирм около 9500 рублей".

Вместе с тем, Комитет полагает необходимым обратить внимание, что авторы законопроекта при разработке концепции законопроекта не учли, что новый порядок регистрации, установленный Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусматривает такого большого количества документов (в отличие от ранее действовавшего порядка, который был существенно усложнен и действительно требовал представления большого количества документов, в том числе, к примеру, договора аренды помещения или иного документа, подтверждающего право пользования помещением). В частности, пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона для данного случая регистрации предусмотрено представление только заявления о государственной регистрации, решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и документа об уплате государственной пошлины. С учетом пункта 4 статьи 9 названного Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов. При этом следует иметь в виду, что государственную регистрацию осуществляют налоговые органы (а не регистрирующие фирмы), за регистрацию уплачивается только государственная пошлина в размере 2000 рублей (пункт 6 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине") и существует возможность направления соответствующих документов в регистрирующий орган почтовым отправлением.

Таким образом, концепция законопроекта направлена на решение проблемы, которая уже решена действующим законодательством, в связи с чем законопроект не является актуальным и не представляет практической значимости.

Кроме того, следует учитывать, что в месте нахождения юридического лица производится исполнение денежных обязательств (статья 316 ГК РФ), по месту нахождению юридического лица – ответчика к нему предъявляются иски (статья 35 АПК РФ, статья 28 ГПК РФ), по месту нахождения осуществляется государственный контроль за деятельностью юридического лица (статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации), обеспечивается связь с юридическим лицом и т.д.. Поэтому закрепление сведений о месте нахождения юридического лица в его учредительных документах обеспечивает дополнительную гарантию защиты интересов контрагентов юридического лица, органов, наделенных контрольными полномочиями в отношении юридических лиц, любых иных лиц и органов, для которых указанные сведения необходимы для установления связи с юридическим лицом и которые в настоящее время имеют возможность без каких – либо ограничений знакомиться с такими документами.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 310572-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Г.В. Гудковым.


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 310572-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предлагается исключить сведения о месте нахождения юридического лица из перечня сведений, которые должны содержаться в учредительных документах юридического лица. Одновременно предлагается установить обязанность юридического лица в уведомительном порядке направлять в регистрирующий орган сведения об изменении места своего нахождения.

Концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении по следующим основаниям.

Четкое представление о месте нахождения юридического лица имеет большое значение для контрагентов юридического лица, органов, наделенных контрольными полномочиями в отношении юридических лиц (например, лицензирующих органов, налоговых органов и др.), иных лиц. По месту нахождения юридического лица к нему предъявляются иски (статья 35 АПК РФ), определяется место исполнения ряда обязательств (статья 316 Гражданского кодекса РФ), осуществляется связь с юридическим лицом и т.д. Закрепление сведений о месте нахождения юридического лица в его учредительных документах в большей степени гарантирует интересы вышеперечисленных лиц, у которых имеется возможность ознакомиться с такими документами.

При этом в статье 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" содержится исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица. Пункт 4 статьи 9 названного Федерального закона запрещает регистрирующему органу требовать от юридических лиц представления иных документов, в связи с чем непонятно, каким образом в регистрирующий орган будут поступать сведения о месте нахождения юридического лица при его регистрации, а также при изменении сведений о месте его нахождения, если в учредительных документах юридического лица такой информации содержаться не будет.

Доводы, содержащиеся в пояснительной записке в обоснование предлагаемых изменений и дополнений статей 52, 54 Гражданского кодекса РФ, согласно которым в настоящее время процедура внесения изменений в учредительные документы юридического лица, касающихся места нахождения юридического лица, требует сбора многочисленных документов и существенных затрат, не соответствуют положениям действующего законодательства. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следует представить незначительное число документов, кроме того существует возможность их направления в регистрирующий орган почтовым отправлением (статьи 9, 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"). За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей (пункт 6 статьи 4 Закона РФ "О государственной пошлине").

Необходимо также отметить, что пункт 4 статьи 118 Гражданского кодекса РФ содержит императивную норму о том, что устав фонда должен содержать сведения о месте нахождения фонда. Указание сведений о месте нахождения юридического лица в его учредительных документах предусматривается также пунктом 4 статьи 121 АПК РФ, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "Об акционерных обществах", пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами, что потребует согласования с рассматриваемым проектом.

Кроме того, статья 3 законопроекта предлагает внести в пункт 3 статьи 52 Гражданского кодекса РФ дополнение, возлагающее на юридические лица обязанность направлять сведения об изменении места своего нахождения в течение 72 часов в регистрирующий орган. Однако названная статья Кодекса посвящена учредительным документам юридического лица, в связи с чем предлагаемые проектом изменения и дополнения по сути ничего не меняют, поскольку и из новой, предлагаемой проектом, редакции статьи 52 Кодекса следует, что сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в его учредительных документах. При этом содержащееся в статье 3 законопроекта такое основание ликвидации юридического лица, как отсутствие уведомления о месте нахождения юридического лица, не соответствует основаниям принудительной ликвидации юридических лиц, перечисленным в абзаце 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" не предусматривают возможности отмены регистрации юридического лица, о чем сказано в статье 3 проекта.

Заместитель начальника Управления Н.Д. Шевченко



Ваше мнение о законопроекте

Изменение "явочных" адресов2006-11-13 18:56:45
Неужели все наивно думают, что с введением этой нормы исчезнут жулики от бизнеса?
Пострадают как всегда нормальные люди.
Смешно ребята!
Интересна стоимость аренды квадратного метра каких-нибудь госучреждений...
Думается это не 15000 р. А гарантия, что тебя арендадатель.не прогонит...
Бедный, бедный россиский "бизнесмен", рискнувший заняться маленьким таким бизнесом...
Вообще-то все правильно. Чего его жалеть, хочет умнее всех быть. Давай мы ему еще врежем, пусть побегает, прижмем банковсие счета, неважно что зарплату не выплатит своим сотрудникам. В судебном порядке взыщем, разденем и раздадим его одежку другим, каким-нибудь людям.
А еще и базу данных на них где-нибудь на развалах на этих ненормальных выдадим. Пусть все читают, какой он предприниматель...
Спокойно! Все в порядке, так и должно быть:
один убегает, а другой догоняет - и все при деле, только вот работу достойную многие ищут, чтоб, если получил инженерное образование, так и работать инженером, а достойной то ее все меньше и меньше...
Лишний
 
2005-04-17 08:11:14
Абсолютно согласна с вышесказанным. Более того, считаю, что адрес предприятия - что юридический, что фактический нужно подтверждать документально. Уже сейчас зарегистрировано огромное количество номинальных фирм с липовыми адресами, которые не возможно найти.
Наталия
 
юридический адрес в Уставе2004-06-12 22:19:30
И так приходится разыскивать местонахождение разных фирм и фиромчек чтобы с них что то взыскать.
В Уставах и так пишут: адрес юр.лица - один, почтовый адрес - другой, местонахождение вообще третье.
А если сейчас и в уставе не будет адреса - пишите бабки на деревню дедушке.


Магистр
 
2004-05-18 16:54:34
Три отрицательных заключения, составленных людьми, несомненно, более грамотными, чем автор законопроекта, говорят сами за себя. Может быть, стоит внести в Конституцию поправку, согласно которой законопроекты об изменении ГК могли бы вноситься лишь при наличии положительного отзыва сектора (кафедры) гражданского права ИГП РАН, ИЗиСП, юрфаков МГУ, СПбГУ или других достойных научных (образовательных) учреждений? (Шутка)
Иначе и впредь депутаты, имеющие о цивилистике такое же представление, какое первобытный человек о квантовой механике, будут пытаться "улучшить" своими "гениальными" поправками ГК, который создавался блестящими специалистами.
С.А.Громов
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin