Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу специальной подведомственности дел арбитражных судов)

Согласно статье 27 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом статья 33 АПК РФ предусматривает правила о специальной подведомственности отдельной категории дел арбитражным судам (о несостоятельности (банкротстве), по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций и т.п.). Причём дела, перечисленные в названной статье, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Вместе с тем, на практике часто возникают случаи, когда в одном исковом заявлении содержатся сразу несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны арбитражному суду, другие же – суду общей юрисдикции. В подобной ситуации, согласно статье 22 ГПК РФ, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Проектом федерального закона № 390535-3 "О внесении дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" предлагается этот порядок изменить. Так, статью 33 АПК РФ предлагается дополнить положением о том, что заявление, содержащее несколько связанных между собой требований, часть из которых подведомственна арбитражному суду, а другая – суду общей юрисдикции (если разделение требований невозможно), подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Соответствующие изменения предлагается внести и в статью 22 ГПК РФ.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его целью является установление правил, в соответствии с которыми дела о несостоятельности (банкротстве), о создании, реорганизации и ликвидации организаций, по спорам между акционером и обществом, о защите деловой репутации в сфере экономической деятельности должны рассматриваться в арбитражных судах. Вместе с тем неясно, почему авторы законопроекта отдают предпочтение рассмотрению дел в арбитражных судах по сравнению с судами общей юрисдикции. Если в основу законопроекта положены сомнения в беспристрастности суда общей юрисдикции, то передача указанной категории дел на рассмотрение арбитражных судов подобной проблемы не решает.

Представляется, что вопрос о подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции должен решаться исходя из компетенции этих судов, установленной процессуальным законодательством.

Изложенное позволяет говорить об отсутствии необходимости в принятии рассматриваемого законопроекта.


Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в марте 2004 г.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin