Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Текст законопроекта

Экспертный комментарий на проект федерального закона
"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу расширения состава участников арбитражного процесса)

Во внесенном группой депутатов законопроекте содержится предложение дополнить действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ статьей 551, вводящей в состав участников арбитражного процесса специалиста. Правительство Российской Федерации поддержало данный законопроект, но высказало при этом ряд замечаний. Профильный комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству оценил проект негативно и рекомендовал его отклонить. Правовое управление Государственной Думы в целом законопроект поддержало, обратив при этом внимание на ряд юридико-технических погрешностей, которые обязательно нужно устранить. Столь разнящиеся оценки законопроекта не могли не вызвать интерес, поэтому рассмотрим предложение о расширении состава участников арбитражного процесса с точки зрения практической, а именно: как это может сказаться на работе судей арбитражных судов.

К судьям можно относится по-разному, но трудно не признать что работа у них тяжелая – в том числе и потому, что законодатель порой ставит судей в достаточно жесткие рамки. Очень ярким и убедительным, на наш взгляд, примером в этом плане является ситуация с вынесением решений арбитражными судами в первой инстанции. Очевидно, что одним из главных моментов, имеющих основополагающее значение для объективного судопроизводства, являются законность и обоснованность судебного акта. Чтобы судебное решение было обоснованным, требуется, в первую очередь, иметь время, достаточное для того, чтобы судья мог вникнуть в суть проблемы и вынести решение соответствующего уровня и качества. Но здесь судья и участники процесса оказываются в неравных условиях. К любому арбитражному делу стороны готовятся неделями, а то и месяцами; что же касается судьи, есть сильные сомнения в том, что он может полноценно рассмотреть дело в течение часа-полутора (сюда же входит время на исследование всех документов и иных доказательств, заслушивание сторон и т.п.). В день арбитражные судьи рассматривают иногда более 10 самых разнообразных дел; при такой нагрузке совершенно невозможно за час или два всесторонне и глубоко вникнуть в существо рассматриваемого дела, оценить применимость и допустимость доказательств, проверить правильность ссылок сторон на нормы материального и процессуального права. И после такого экспресс-процесса (обычно в течение получаса после завершения слушаний по делу) судья должен огласить резолютивную часть решения. В соответствии с арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 года решение арбитражного суда объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после принятия решения арбитражного суда. При этом в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. Что же касается мотивировочной его части, арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле. Изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней.

Практика вынесения резолютивной части решения в течение получаса после завершения процесса зачастую ведет к вынужденной адаптации под сработанную в столь быстром режиме резолютивную часть всего текста решения с описательной и мотивировочной частями, на подготовку которого АПК также отводит крайне непродолжительный срок. Результатом этого является снижение качества решений, рост количества апелляций, и все труднее становится преодолеть предубеждение, которое испокон веков в России испытывали по отношению к "судейским".

Поставленные законодателем в столь непростые условия, судьи вынуждены выносить решения не только быстро, но и порой по предмету, им доселе незнакомому. Это особенно актуально для судей арбитражных судов, рассматривающих споры хозяйствующих субъектов. Не следует забывать о том, что, во-первых, в России система специализированной профессиональной подготовки судей находится пока на начальной стадии развития, а специфика подготовки судейских кадров в учебных планах юридических вузов страны не учитывалась. Во-вторых, в течение последних двух лет произошло то, что многие юристы именуют "процессуальной революцией": в 2002 году были приняты новые. Арбитражный процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс, а также вступил в силу принятый годом ранее Уголовно-процессуальный кодекс. Судьям, привыкшим на протяжении десятилетий работать по действовавшим ранее кодексам, пришлось в спешном порядке изучать новые кодексы и отвыкать от старых "правил игры", что, безусловно, осложнило их работу. И в третьих – весьма значительная часть судейского корпуса проходила профессиональную юридическую подготовку в период, когда и в помине не было таких дисциплин, как банковское право, акционерное право, правовое регулирование телекоммуникаций – всего не перечислишь. А с учетом того, что в день судья рассматривает по нескольку дел, порой из самых разных отраслей права, в столь сжатые сроки досконально изучить материалы дела и вынести по нему безупречное решение в принципе невозможно. И поэтому судьи, и в первую очередь судьи арбитражных судов из-за специфики рассматриваемых ими дел, зачастую испытывают потребность в дополнительной квалифицированной помощи. Эту помощь им, безусловно, смогут оказать специалисты, чьи разъяснения основаны на профессиональных знаниях и опыте, а потому они в состоянии давать консультации без предварительных специальных исследований, при этом, в отличие от экспертов, которые обязаны представлять заключение в письменной форме, они могут давать консультации устно.

Рассматриваемый законопроект заслуживает положительной оценки.


Комментарий подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в ноябре 2004 года.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin