Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"" (об уточнении отдельных положений закона, касающихся взаимодействия адвокатского сообщества с органами государственной власти)

№ 53189-4, вносится Законодательным Собранием Еврейской автономной области

(внесен 17.05.2004, отклонен ГД 19.01.2005)

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2102) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам.
Адвокат не вправе осуществлять другую оплачиваемую деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, участия в трудовых отношениях в качестве работника в адвокатских образованиях, адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов, в общероссийских и международных общественных организациях адвокатов";

2) статью 4 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии адвокатской деятельности, не предусмотренные настоящим Федеральным законом";

3) подпункт 5 пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"5) отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – собрание (конференция) адвокатов), а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро. Размер отчислений, устанавливаемых собранием (конференцией) адвокатов, не может быть менее одной четвертой от величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации";

4) пункт 2 статьи 9 дополнить подпунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3) уволенные из правоохранительных органов, освобожденные от должности судьи, нотариуса, юрисконсульта, государственного и муниципального служащего по компрометирующим основаниям, если со дня увольнения прошло менее трех лет;
4) утратившие статус адвоката по основаниям, предусмотренным подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона";

5) статью 14 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Адвокатская палата обязана ежегодно публиковать сведения из реестра адвокатов в средствах массовой информации";

6) в статье 15:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции. К уведомлению прилагаются копии документов, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, поданных претендентом в квалификационную комиссию.
Территориальный орган юстиции в месячный срок со дня получения уведомления принимает решение о внесении сведений об адвокатстве в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
Во внесении сведений об адвокате в региональный реестр может быть отказано, если в течение срока для принятия решения территориальному органу станет известно об обстоятельствах, изложенных в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, или недостоверности сведений, поданных в квалификационную комиссию в соответствии с пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Мотивированное уведомление об отказе направляется в совет адвокатской палаты не позднее месяца со дня получения уведомления квалификационной комиссии";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Лицо, статус адвоката которого прекращен либо приостановлен, обязано после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты сдать свое удостоверение в территориальный орган юстиции, который ранее выдал данное удостоверение";
в) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Адвокат со дня получения статуса адвоката либо внесения сведений об адвокате в регистрационный реестр после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования в течение трех месяцев, а об изменении формы адвокатского образования, переходе в другое адвокатское образование или выходе из ранее избранного адвокатского образования – в течение одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств";

7) В статье 16:
а) пункт 1 дополнить подпунктами 5, 6 и 7 следующего содержания:
"5) отказ адвоката от участия в учредительном собрании (конференции) адвокатов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 411 настоящего Федерального закона;
6) неисполнение решения совета адвокатской палаты о направлении на работу в юридическую консультацию, если срок работы в ней, предусмотренный решением совета, составляет менее полугода;
7) в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 331 настоящего закона";
б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 331 настоящего Федерального закона, решение о приостановлении статуса адвоката принимает территориальный орган юстиции того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате";
в) пункт 5 после слов "по решению совета" дополнить словами "либо территориального органа юстиции";

8) в статье 17:
а) пункт 1 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) осуществление адвокатом иной оплачиваемой деятельности, кроме предусмотренной пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона";
б) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"При внесении представления в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката территориальный орган юстиции вправе самостоятельно или совместно с адвокатской палатой провести проверку по фактам, послужившим основанием для внесения такого предоставления, при необходимости обратиться в соответствующие органы и организации, к отдельным гражданам, истребовать объяснения адвоката";

9) дополнить статьей 171 следующего содержания:

"Статья 171. Дисциплинарная ответственность адвокатов

1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального закона, а также положений Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) на адвоката может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
1) замечания;
2) предупреждения;
3) прекращения статуса адвоката;
4) иных мер, установленных собранием (конференцией) в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Решение о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания принимается советом адвокатской палаты, к компетенции которого относится рассмотрение вопроса о прекращении статуса этого адвоката на момент принятия решения на основании заключения квалификационной комиссии.
Процедурные основы дисциплинарного производства устанавливаются Кодексом профессиональной этики адвоката.
2. Решение совета адвокатской палаты о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в суд.
3. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания адвокат не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности";

10) в статье 22:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 10 настоящей статьи";
б) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Об учреждении (реорганизации и ликвидации) коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов, а также прилагается нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.
Коллегия адвокатов обязана уведомить адвокатскую палату об изменении состава адвокатов – членов коллегии адвокатов";
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.
О создании филиалов коллегия адвокатов уведомляет заказным письмом совет адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов, и совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого созданы филиалы.
Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.
Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.
Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов";

11) пункт 12 статьи 23 изложить в следующей редакции:
"12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.
С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.
О прекращении партнерского договора адвокаты извещают совет адвокатской палаты в течение десяти дней с момента прекращения";

12) статью 24 изложить в следующей редакции:

"Статья 24. Юридическая консультация

1. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, создаваемой адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в форме учреждения.
Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридических консультаций регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и настоящим Федеральным законом.
2. Юридическая консультация создается в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.
Обоснование создания юридической консультации подготавливается территориальным органом юстиции на основании анализа потребности в оказании квалифицированной юридической помощи, проводимого совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, судебными, правоохранительными органами, органами прокуратуры.
Подготовленное обоснование направляется территориальным органом юстиции в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает обоснование в течение двух месяцев со дня его поступления и принимает нормативный правовой акт о создании юридической консультации, исполнение которого для адвокатской палаты данного субъекта Российской Федерации обязательно.
Нормативный правовой акт о создании юридической консультации должен содержать сведения:
1) о судебном районе, в котором требуется создание юридической консультации;
2) о количестве федеральных судей в соответствующем судебном районе;
3) о необходимом в данном районе количестве адвокатов;
4) о предоставляемом для размещения юридической консультации помещении;
5) о жилых помещениях, выделяемых для проживания адвокатов, направляемых для работы в юридических консультациях;
6) о материально-технических средствах, передаваемых адвокатской палате для создания юридической консультации;
7) о размерах и порядке оказания финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации.
4. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с момента вступления нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации в законную силу принимает решение о создании юридической консультации.
В решении должен быть определен список адвокатов и срок их работы в юридической консультации.
5. Собрание (конференция) адвокатов ежегодно устанавливает размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.
6. В случае невыполнения адвокатской палатой требований, изложенных в нормативном правовом акте, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обжалует ее действия в судебном порядке";

13) статью 29 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. В случае ненадлежащей реализации органами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации своих функций, а также требований действующего законодательства, территориальный орган юстиции вправе внести предписание об устранении выявленных нарушений в адвокатскую палату, которая в течение десяти дней с момента его получения обязана устранить причины и условия, способствовавшие нарушению закона.
Территориальный орган юстиции при неисполнении предписания в указанный срок вправе обжаловать действия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в судебном порядке";

14) в статье 30:
а) в подпункте 3 пункта 2 слова "и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов" исключить;
б) пункт 2 дополнить подпунктом 41 следующего содержания:
"41) избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов и принятие решений о досрочном прекращении их полномочий";

15) в статье 31:
а) пункт 3 дополнить подпунктом 15 следующего содержания:
"15) принимает решение о наложении дисциплинарных взысканий на адвокатов";
б) дополнить пунктом 81 следующего содержания:
"81. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения президентом адвокатской палаты обязанностей, определенных настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами, территориальный орган юстиции вправе внести в совет адвокатской палаты представление о досрочном прекращении полномочий президента адвокатской палаты".

16) в статье 33:
а) подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"1) от адвокатской палаты – пять адвокатов, включая президента адвокатской палаты. При этом адвокат – член комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет";
б) подпункт 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) от территориального органа юстиции – три представителя";
в) подпункт 4 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"4) от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – два судьи";
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Заседания квалификационной комиссии созываются по мере необходимости председателем квалификационной комиссии по собственной инициативе либо по обращению не менее двух членов квалификационной комиссии не позднее 14 дней с момента такого обращения, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов квалификационной комиссии";
д) пункт 7 исключить;
е) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
"71. В случае систематической (два и более раза) неявки на заседание квалификационной комиссии без уважительной причины кого-либо из адвокатов, назначенных в ее состав собранием (конференцией) адвокатов, президент адвокатской палаты по собственной инициативе либо по инициативе не менее семи членов квалификационной комиссии, созывает заседание совета адвокатской палаты для рассмотрения вопроса о проведении собрания (конференции) адвокатов для принятия решения о досрочном прекращении его полномочий и избрании в квалификационную комиссию нового адвоката.
В случае систематической (два и более раза) неявки на заседание квалификационной комиссии без уважительной причины кого-либо из ее членов, назначенных в ее состав органами государственной власти, указанными в подпунктах 2, 3, 4, 5 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, председатель квалификационной комиссии по собственной инициативе либо по инициативе не менее семи членов квалификационной комиссии, вносит представление в орган, назначивший данное лицо, о досрочном прекращении его полномочий и возложении обязанностей на иное лицо";

17) дополнить статьей 331 следующего содержания:

"Статья 331 . Комиссия по адвокатской этике

1. Комиссия по адвокатской этике является коллегиальным органом, создаваемым при законодательном (представительном) органе государственной власти субъектов Российской Федерации с целью осуществления общественного контроля за соблюдением адвокатскими палатами и адвокатами положений настоящего Федерального закона и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.
2. Комиссия по адвокатской этике формируется из девяти членов в составе представителей общественности субъекта Российской Федерации, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Председатель комиссии избирается из числа членов комиссии.
Состав комиссии и ее председатель утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Заседания комиссии по адвокатской этике проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решение комиссии является правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины от установленного числа членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года.
На заседание приглашаются заявитель, адвокат, действия которого обжалуются, представитель адвокатской палаты, территориальных органов юстиции, а также иные лица по усмотрению комиссии по этике.
4. Комиссия по адвокатской этике по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм действующего законодательства, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих профессиональных обязанностей.
Срок рассмотрения жалобы не может превышать одного месяца с момента ее поступления в комиссию по адвокатской этике.
Заключение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии по адвокатской этике, участвующих в ее заседании.
Протокол заседания комиссии по адвокатской этике подписывается всеми членами комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании.
5. Подписанный протокол комиссии по адвокатской этике в двухдневный срок направляется для принятия решения в совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации и для сведения в территориальный орган федеральной регистрационной службы.
6. Совет адвокатской палаты обязан рассмотреть и принять решение по заключению комиссии по адвокатской этике не позднее двухнедельного срока с момента его поступления. Решение направляется в комиссию по адвокатской этике и территориальный орган юстиции в течение трех дней.
7. В случае непоступления в территориальный орган юстиции решения совета по заключению комиссии по адвокатской этике, он вправе приостановить статус адвоката, действия которого обжаловались и были признаны комиссией по адвокатской этике неправомерными, до поступления решения совета";

18) дополнить статьей 411 следующего содержания:

"Статья 411. Образование адвокатских палат в иных случаях

1. Действие настоящей статьи распространяется на субъекты Российской Федерации, на территории которых на момент вступления настоящего Федерального закона в силу адвокаты отсутствовали.
2. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации квалифицированную юридическую помощь оказывают адвокаты, проживающие в данном субъекте Российской Федерации, но включенные в реестр адвокатов другого субъекта Российской Федерации, территориальный орган юстиции по их заявлению вносит сведения об этих адвокатах в реестр данного субъекта Российской Федерации и выдает удостоверение адвоката.
При этом должны быть соблюдены предписания пунктов 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона. Уведомление совету адвокатской палаты данного региона не направляется в связи с отсутствием адвокатской палаты.
3. При наличии не менее чем десяти адвокатов, включенных в реестр адвокатов данного субъекта Российской Федерации, территориальный орган юстиции совместно с этими адвокатами организует проведение учредительного собрания (конференции) адвокатов с целью учреждения адвокатской палаты в данном субъекте Российской Федерации, избрания президента, формирования совета адвокатской палаты, избрания членов квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката и рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов.
В состав квалификационной комиссии адвокатской палаты данного субъекта Российской Федерации могут быть избраны адвокаты, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее трех лет и стаж адвокатской работы не менее одного года.
Учредительное собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствуют все адвокаты, внесенные в реестр адвокатов данного субъекта Российской Федерации.
Уклонение адвоката от участия в учредительном собрании (конференции) является основанием для приостановления статуса этого адвоката";

19) дополнить статьей 441 следующего содержания:

"Статья 441. Об организационных мерах по реализации настоящего Федерального закона

1. Правительство Российской Федерации:
утверждает федеральную программу по реализации прав граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации;
определяет федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, ответственные за подготовку нормативных документов и координацию взаимодействия с адвокатскими палатами в соответствии с настоящим Федеральным законом;
принимает нормативные правовые акты по вопросам материально-технического обеспечения юридических консультаций.
2. Субъекты Российской Федерации:
создают региональные программы оказания квалификационной юридической помощи на соответствующих территориях;
принимают в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты по вопросам адвокатуры".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации""

Актуальность внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"" продиктована необходимостью установления государственного контроля за обеспечением адвокатами предусмотренного статьей 48 Конституции Российской Федерации гарантированного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Конечной целью проводимой работы является использование законодательной инициативы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определенных статьей 72 Конституции Российской Федерации, в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, адвокатуры.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"" разработан рабочей группой по подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в федеральное и региональное законодательство, созданной на основании решения межведомственного совещания от 16.10.2003 "Об итогах реализации Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" на территории округа и перспективах взаимодействия адвокатского корпуса с органами юстиции, государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными и судебными органами" при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

В ходе реализации Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – Закон) на территории Дальневосточного федерального округа органы юстиции столкнулись с рядом проблем, существенно влияющих на соблюдение конституционных прав граждан.

В Законе отсутствуют нормы, позволяющие на государственном уровне контролировать обеспечение конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Большинство предписывающих норм Закона не содержат санкций, механизм реализации остальных законодательно не прописан, и как результат – влияние государства на процессы в сфере адвокатуры минимально.

Не предусмотрены санкции в отношении адвокатов, которые в нарушение требований пункта 1 статьи 2 Закона занимаются иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной или творческой).

Без внесения дополнения в Закон не может быть решен вопрос создания адвокатской палаты в Корякском автономном округе, где на сегодняшний день складывается критическая ситуация с оказанием квалифицированной юридической помощи и материального обеспечения юридических консультаций.

Имеют место факты ненадлежащего исполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей, что препятствует гражданам реализовывать свои права и защищать интересы.

Пунктом 4 статьи 31 Закона орган юстиции наделен правом внеочередного созыва собрания (конференции) адвокатов для прекращения полномочий совета адвокатской палаты в случае неисполнения им требований Закона. Однако, механизм созыва такого собрания не определен, санкции в отношении совета при неисполнении им требования территориального органа юстиции о созыве собрания (конференции) в законе отсутствуют.

Требования, предъявляемые статьей 41 Закона к правилам проведения учредительных собраний (конференций) адвокатов, не предусматривают ответственности за их нарушения, что, в результате, и привело к ситуации, имевшей место в Магаданской области, в результате которой в нарушение закона были созданы две адвокатских палаты. Для разрешения этой проблемы потребовались многочисленные усилия органов юстиции, правоохранительных, налоговых органов и, в конечном итоге, задействование судебной инстанции.

Пункт 5 статьи 17 Закона предоставляет территориальным органам юстиции, располагающим сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, право направлять соответствующее представление в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката в отношении данного адвоката, территориальный орган юстиции может обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.

Данная норма носит декларативный характер, поскольку не определен механизм реализации полномочий, которые предоставлены органу юстиции. Сведения о прекращении статуса адвоката должны быть проверены, но у органов юстиции отсутствует компетенция на проведение таких проверок.

Закон регулирует порядок создания и деятельности органов адвокатского сообщества, не предусматривая при этом механизма ответственности данных органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих функций. В связи с этим представляется целесообразным нормативно закрепить за органами юстиции право:
– инициирования проведения заседаний совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по вопросу соответствия президента адвокатской палаты субъектов Российской Федерации занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей;
– приостановления статуса адвоката, в случае если совет адвокатской палаты не прислал ответ на представление территориального органа юстиции.

Практика указывает на исключительную важность дополнительного урегулирования вопросов приобретения и прекращения статуса адвоката, дисциплинарной ответственности адвокатов за допущенные нарушения предписаний Закона, нарушений Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 года.

Назрела необходимость ввести в субъектах Российской Федерации институт комиссий по адвокатской этике, осуществляющих общественный контроль деятельности адвокатов путем рассмотрения жалоб на действия адвокатов. В свою очередь работа комиссий по адвокатской этике сделает более прозрачной для неограниченного круга лиц деятельность адвокатских объединений.

Требуют дополнений также нормы, регулирующие правовой статус членов квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации.

В существующей редакции Закона установлено, что иные члены комиссии кроме председателя не обладают правом созыва её заседаний. Такое положение не только ущемляет их права, но и существенно влияет на эффективность работы комиссии.

Кроме того, Закон не содержит норм об ответственности председателя квалификационной комиссии и её членов за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Данный пробел необходимо устранить, установив возможность исключения из состава квалификационной комиссии конкретного должностного лица за систематическую неявку на её заседание без уважительных причин.

Статья 24 Закона предусматривает создание юридических консультаций в тех случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на данной территории, составляет менее двух на одного федерального судью. Как правило, это относится к отдаленным, малонаселенным северным районам, которые имеются практически во всех субъектах Федерации Дальневосточного округа.

Отсутствие юридических консультаций, а, следовательно, и адвокатов отрицательно влияет на деятельность правоохранительных органов в уголовно-процессуальном производстве, зачастую приводит к нарушению конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Так как финансирование деятельности юридических консультаций адвокатским палатам не выгодно, они лоббируют их создание. Преодолеть такую позицию возможно, только изменив механизм решения данного вопроса, возложив обязанность заниматься указанной проблемой не только на адвокатские палаты, но и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы юстиции.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что отсутствие законодательно закрепленного необходимого минимума государственного контроля и координации взаимодействия адвокатского корпуса с органами государственной власти, судебными и правоохранительными органами отрицательно влияют на эффективность реализации требований действующего законодательства в сфере защиты конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.



Ваше мнение о законопроекте

2004-10-28 15:26:11
Правильный проект внесла ЕАО.
Сегодняшний закон об адвокатуре. как и другой проект, внесенный группой депутатов и рассмотренный ГД РФ в первом чтении в октябре 2004 не предусматривают ни контроля за адвокатами, ни реальной возможности оказания квалифицированной юридической помощи на территории российских северов, где адвокатов нет. Фаткически, по действующему закону государство от выполнения грантий ст.48 Конституции отстранено. Ни реального обеспечения, ни контроля за оказанием юридической помощи нет. А адвокатским палатам это не нужно.
Ирина
 
Внесение изменений в ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"2004-06-25 13:16:07
Указанный законопроект противоречит статье 3 закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Жилин
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin