Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Административное правосудие в Германии

I. Введение

Немецкое административно-процессуальное право основывается в основном на Положении об административных судах (ПоАС) от 21 января 1960 г.

II. Построение и организация административного правосудия

Как и большинство ветвей судебной системы (правосудие по гражданским и уголовным делам), административное правосудие имеет трехступенчатую структуру (§ 2 ПоАС):

  • На нижнем уровне, федеральные земли создали административные суды, где в первой инстанции решения принимают палаты в составе 3 судей-профессионалов и двух непрофессиональных судьи (на общественных началах) (§ 5 ПоАС).
  • На среднем уровне действуют созданные также федеральными землями Высшие административные суды, которые в некоторых землях называются просто административными судебными палатами. Здесь во второй инстанции решения принимаются палатами, состоящими принципиально из трех профессиональных судей.
  • На высшем уровне, Федерация в соответствие со ст. 95 абзац 1 Основного закона (= конституции) создала Федеральный административный суд, с местонахождением в Лейпциге (раньше – в Берлине). Сенаты, принимающие здесь решения в последней инстанции, состоят из пяти профессиональных судей. Непрофессиональных судей здесь нет (§ 10 ПоАС).
  • В качестве особого образования, как в верховных земельных административных судах, так и в Федеральным административном суде существуют так называемые Большие сенаты (§§ 11, 12 ПоАС). Они принимают решения по обращению одного из сенатов, если тот намерен отклоняться от прежнего решения другого сената или Большого сената, а также по основополагающим правовым вопросам.
  • В целях соблюдения общественного интереса, в соответствие с § 35 ПоАС, при Федеральном административным суде действует главный прокурор, при других судах в соответствии с § 36 ПоАС, – назначен так называемый представитель общественного интереса.

III. Предпосылки судопроизводства

Иск преследует цель, при помощи судебного решения добиться определенного действия администрации или защищаться от него. Успех возможен, если иск является допустимым и обоснованным.

Оба аспекта определяют действия суда: Сначала суд в рамках так называемой процедуры допустимости устанавливает наличие всех предпосылок судопроизводства. Только после положительного решения данного вопроса суд предпринимает второй шаг – в виде проверки так называемой обоснованности он устанавливает, иметь ли действительно место оспариваемое притязание.

В качестве существенных предпосылок судопроизводства, суд должен учитывать:

  • 1. допустимость обращения в административный суд;
  • 2. подсудность дела суду;
  • 3. способность быть стороной разбирательства и процессуальная дееспособность;
  • 4. допустимость выбранного вида иска.

по 1. Допустимость обращения в административный суд

Допустимость обращения в административный суд определяется согласно генеральной оговорки § 40 абзац 1 предложение 1 ПоАС. В соответствие с ним, административные суды рассматривают все публично-правовые споры, которые не носят конституционно-правовой характер.

по 2. Подсудность дела суду

Различают предметную и местную подсудность.

  • В первой инстанции, предметная подсудность у административного суда (§ 45 ПоАС).
  • Высший административный суд принимает решение во второй инстанции, в соответствие с § 46 ПоАС, как апелляционная инстанция против судебных решений, или как орган обжалования других решений административного суда.
  • Федеральный административный суд в соответствие с § 49 ПоАС является главным образом кассационной инстанцией в отношений решений высших земельных административных судов. Наряду с этим, по определенным делам (§ 50 ПоАС) он может выступать первой и последней инстанцией.

по 3. Способность быть стороной разбирательства и процессуальная дееспособность

Участниками и тем самым сторонами административного разбирательства могут выступать (§61 ПоАС):

  • Физические и юридические лица;
  • Ведомства.

Участники лишь тогда могут правомочным образом совершить процессуальные действия (например, предъявление иска, отзыв иска), если они обладают процессуальной дееспособностью. Процессуальной дееспособностью (§ 62 ПоАС) обладает,

  • Тот, кто согласно гражданскому праву является дееспособным;
  • Тот, кто является законным представителем ведомства или объединения.

Только на уровне Федерального суда по административным спорам каждая из сторон должна быть представлена адвокатом или профессором немецкого университета по юридическим наукам (§ 67 абзац 2 ПоАС).

По 4. Допустимость выбранной формы иска

В административном судопроизводстве лицо, отстаивающее свои права, должен выбрать определенную форму иска. Какая форма иска подходит в данном разбирательстве, зависит от поставленной истцом цели, которую он преследует в своем иске.

  • Иск оспаривания (§ 42 абзац 1 ПоАС) – Здесь иск нацелен на то, чтобы судебным путем отменить действующий административный акт, изданный ведомством. Пример: иск соседа против разрешение на строительство. Перед предъявлением иска следует в особой предварительной процедуре проверить правомочность и целесообразность административного акта.
  • Иск о принуждении к выполнению обязательства (§ 42 абзац 1 ПоАС)-Иск нацелен на издание ведомственного административного акта. Пример: иск о решении по заявлению о предоставления гражданства.
  • Иск о признании (установительный иск) (§ 43 абзац 1 ПоАС) – При помощи иска о признании может выдвигаться требовании о признании наличия или отсутствия некоторых правовых отношений. Пример: установление наличия немецкого гражданства у истца, или признание ничтожности предписания о взносе некоторого здания.
  • Иск о проверке нормы (§ 47 ПоАС) – Посредством иска о проверке нормы можно перед Высшим земельным административном судом добиться решения о правомочности правовых положений, рангом ниже закона, например, правомочности уставов городов и других муниципальных образований по строительному праву (планы застройки). Суд принимает решение, в котором, например, устанавливается ничтожность соответствующего положения.

IV. Процедурные правила

В соответствие с § 101 абзац 1 ПоАС, судебные решения могут приниматься принципиально лишь в результате устного судебного слушания, на которое обязательно должно приглашаться стороны. Лишь в исключительных случаях решение может приниматься без устного слушания (см. ниже, V.).

В административном судопроизводстве, согласно § 86 абзац 1 ПоАС, действует так называемый принцип исследования всех фактов по делу судом. Соответственно, суд по положению сам обязан расследовать обстоятельства дела, и не зависит от доводов и заявлений сторон.

Особым значением обладает гарантированное в Конституции право быть заслушанным судом (ст. 103, абзац 1 Основного закона), т.е. суд должен предоставить сторонам возможность высказаться по делу.

Согласно так называемого принципа распоряжения, стороны могут отозвать свой иск (§ 92 ПоАС), изменить его (§ 91 ПоАС) либо признать иск (§ 106 ПоАС).

V. Судебные решения

Административные суды принимают свои решения в виде:
а. Приговоров (§ 107 ПоАС);
b. Судебного уведомления (§ 84 ПоАС): По простым делам без особых осложнений, суд принимает решение без устного слушания. Уведомление обладает силой приговора.
с. Определения или постановления. По определенным вопросам прежде всего относящихся к процедуре, может приниматься постановление, например, при определении срока заседания.

VI. Обжалование

Обжалование, прежде всего, возможно в виде:

  • Апелляции – направлена против приговоров административных судов. Апелляционной инстанцией выступает Высший земельный административный суд. Здесь осуществляется проверка фактических и правовых аспектов дела.
  • Кассация – против приговоров Высших земельных административных судов. Кассационная инстанция – Федеральный административный суд. Здесь проверяются правовые обстоятельства дела.

VII. Временная правовая защита

В целях исключения нанесения ущерба, который задним числом не может быть устранен, ПоАС предусматривает две возможности временной правовой защиты:

  • Согласно § 80 ПоАС, иск об оспаривании (см. выше) имеет откладывающее действие в отношении оспариваемого административного акта. Таким образом, во время разбирательство его действие приостановлено.
  • Кроме того, существует возможность так называемого временного постановления согласно § 123 ПоАС. При его помощи, суд может принимать регулирование во имя обеспечения правового мира (§ 123 ПоАС). Пример: постановление суда, истца временно допускать в обучению.

VIII. Исполнение решений административных судов

Исполнение решений административных судов осуществляется в соответствие с § 167 абзац 1 ПоАС, посредством соответствующего применения положений гражданско-процессуального кодекса.

Административные акты исполняются в соответствие с законами Федерации и земель об исполнении.

IX. Издержки

В своем решении суд решает вопрос об издержках законченного дела (§ 161 ПоАС). Согласно § 154 ПоАС, проигравшая сторона несет издержки судопроизводства. Особые положения действуют в случае частичного успеха иска (§ 155 ПоАС), отказа от иска (§ 155 абзац 2 ПоАС) или незамедлительного признания иска ответчиком (§ 156 ПоАС).


Справка подготовлена в сентябре 2002 г. Фондом Карла Аденауэра


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin